Розин Александр. Советские спасательные суда – базирование на Кубе

12.01.2024 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:


Первоисточник

Оглавление

Первый – "СБ-11"
ПЛАРК "К-1"
Ту-95РЦ
АПЛ "К-324"
РПКСН "К-219"
Нахождение спасательных судов на Кубе
Литература

После того как в июле 1969 г. корабли советского ВМФ начали заходить с официальными или деловыми визитами в кубинские порты возникла необходимость подстраховки направляющихся туда кораблей, особенно подводных лодок.
В тот период основными спасательными судами в составе ВМФ СССР считались морские буксиры (МБ) различных проектов. Первым послевоенным МБ стал пр.733, спроектированный в ЦКБ "Балтсудопроект" в середине 50-х годов. Эти буксиры, имея полное водоизмещение 890 тонн, предназначались для самостоятельной буксировки кораблей и судов водоизмещением до 6000 тонн. Однако скоростные и маневренные качества их были посредственными – они имели одновальную главную энергетическую установку и скорость хода до 13 узлов. Тем не менее основной их модификацией и стал спасательный буксир (СБ) пр.733С. При незначительном росте полного водоизмещения до 934 тонн, на нем за счет некоторого сокращения буксирных средств было размещено два пожарных лафетных ствола и две водолазные станции, экипаж был увеличен на двадцать человек до 51.
Именно эти спасательные морские буксиры пр.733С (НАТО - OKHTENSKIY) несли службу, базируясь на Кубе с сентября 1970 г. по сентябрь 1974 г.


Первый – "СБ-11"

Первым в сентябре 1970 г. во время третьего развертывания наших кораблей на Кубу прибыл спасательный морской буксир пр.733С "СБ-11" (командир Н.А. Зеленин) из состава 88-й бригады аварийно-спасательных сил Северного флота. В дальнейшем именно корабли этой бригады несли службу "спасателями" на Кубе.
Несение этой первой боевой службы было напрямую связано с началом создания летом 1970 г. на кубинском островке Кайо-Алькатрас в окрестностях порта Сьенфуэгос пункта для обслуживания наших кораблей, в первую очередь подводных лодок. 26 августа 1970 г. самолет-разведчик ВВС США "У-2" сфотографировал там новый причал и два строения - одно 55 на 18 метров, второе 43 на 17 метров.
2 сентября 1970 г. килекторное судно пр.419 (Sura-class) "КИЛ-22" и океанский спасательный буксир пр.733С "СБ-11" СФ прошли проливом Кайкос (Британская заморская территория в Вест-Индии), направляясь на Кубу. Подобный поход для того времени был знаменательным. В личном фонде Романова Бориса Степановича, работавшего с 1964 по 1971 годы капитаном на вспомогательных судах Северного флота, имеются документы об его участии в походе 1970 года "Мурманск-Гавана" на килекторе "КИЛ-22". Среди них "Атлантическое свидетельство участнику первого плавания вспомогательного судна Северного флота через Атлантический океан". 3 сентября к ним присоединилось десантное судно БДК пр. 1171 (Alligator-class) "БДК-62" (бортовой номер 454) СФ, которое несло на палубе две 25-метровые (82-футовые) баржи специального назначения. Все три судна прошли вдоль северного побережья Кубы и 6 сентября пришли в Гавану. Там с борта "БДК-62" были выгружены две металлические несамоходные баржи (25 метров в длину и 4,5 метра в ширину) после чего "КИЛ-22" и "СБ-11" отбуксировали их в Сьенфуэгос, куда они прибыли 9 сентября. Обе баржи сперва были доставлены в кубинскую ВМБ Кайо Локо (Cayo Loco), а позже переведены в порт Кайо Окампо (Cayo Ocampo) до декабря 1970 г. Американцы считали, что эти баржи, очевидно предназначены для обслуживания ядерных субмарин. Присутствие килекторного судна в порту тоже было значимым фактом, суда этого типа используются для подводных грузовых работ: постановки мертвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д.
Туда же в Сьенфуэгос 9 сентября прибыл отряд в составе ракетного крейсера пр.1134 (Kresta-class) "Севастополь" (бортовой 555), ракетного эсминца пр.57 (Kanin-class) (бортовой 557), плавбазы "Волга". Крейсер и эсминец 15 сентября покинули порт и 22 сентября покинули Карибское море.
"КИЛ-22" плодотворно работал. Уже 16 сентября аэрофотосъемка ВВС США показала, что плавбаза была поставлена на якорь к четырем бакенам в глубоководном бассейне в миле к северу от острова, подводные сети натянуты поперек гавани. Завершив работу 26 сентября, килекторское судно и БДК ушли с Кубы.
В Сьенфуэгосе остался буксир "СБ-11", плавбаза "Волга", военный танкер "Лена" прибывший 18 сентября в Карибское море вместе с гидрографическим судном, которое работало к югу от Кубы.
10 октября 1970 г. плавбаза "Волга" и спасательный буксир "СБ-11" покидают Кайо-Алькатрас, перейдя в порт Мариель на северном побережье, где они оставались с 15 по 30 октября. 1 ноября плавбаза пр.1886 (Ugra-class) "Волга" (бортовой 922) и океанский спасательный буксир пр.733С (Okhtenskiy-class) "СБ-11" покинули порт Мариэль. После прохождения пролива Мона между Пуэрто-Рико и Доминиканской республикой, они направились на запад и 7 ноября пришли в Сьенфуэгос. 19 ноября плавбаза "Волга" перешла из Сьенфуэгоса в порт Касилда (Casilda) в 30 милях, там она заправилась и 24 ноября вернулась в Сьенфуэгос. Спасательный буксир "СБ-11" базировался на Сьенфуэгос, периодически выполняя рейсы в другие порты, дважды в порт Касилда, и по разу в Мариель в ноябре и в Антилья в июне.
В декабре 1970 г. на Кубу прибыл четвертый отряд советских кораблей, в конце декабря "СБ-11" работал с ними в порту Сьенфуэгос пока они в январе 1971 г. вместе с плавбазой "Волга" не покинули Кубу.
Но уже в феврале 1971 г. туда прибыл пятый отряд, 14 февраля в Сьенфуэгос пришла плавбаза пр.1886 (Ugra-class) (бортовой 905) и АПЛ пр.627А (Norember-class) "К-181", 15 февраля к ним присоединился после 5-дневного похода по Мексиканскому заливу РКР пр.1134 (Kresta-class) "Вице-адмирал Дрозд". 28 февраля 1971 г. кроме плавбазы, все выполнявшие заход суда отбыли к месту базирования на Северном флоте. Плавбаза осталась в порту, 10-15 марта она была в порту Антилья, 18 марта вернулась в Сьенфуэгос откуда 2 апреля ушла в СССР.
В мае 1971 г. на Кубу состоялся шестой визит советских кораблей. 25 мая в порт Антилья прибыла плавбаза и ПЛАРК пр.675 (Echo II-class) с крылатыми ракетами. Из Сьенфуэгоса туда прибыл спасательный буксир "СБ-11". Утром 4 июня плавбаза и ПЛАРК вышли из гавани, после чего подлодка погрузилась. Плавбаза вернулась в порт Антилья, 5 июня. 6 июня к плавбазе присоединился разведывательный корабль пр. 861 "Архипелаг" (Moma-class), который работал у восточного побережья США. Это было первое посещение разведывательным судном кубинского порта. 9 июня плавбаза и РЗК покинули порт. После этого плавучие базы для советских атомных субмарин, изрядно потрепав нервы американцам, больше в Кайо-Алькатрас не появлялись. Но другие корабли флота частоту посещений кубинских портов не снижали.
В октябре 1971 г. на Кубу прибыл седьмой отряд советских кораблей, он стал последним, с которым работал "СБ-11" перед уходом домой. В середине января 1972 г. "СБ-11" перешел в порт Мариэль, а 20 января он вместе с эсминцем, субмариной и танкером ушли с Кубы.

Ему на смену 15 декабря 1971 г. прибыл однотипный спасательный буксир пр.733С (Okhtenskiy-class) "СБ-3".
В марте 1972 г. в Сьенфуэгосе "СБ-3" работал с кораблями 8-го отряда советских кораблей на Кубе. После того как 12 апреля эсминец "Скромный", субмарина и танкер ВМФ покинули Сьенфуэгос для четырехдневных маневров совместно с кубинцами в Мексиканском заливе. 19 апреля спасательный буксир "СБ-3" вышел из Сьенфуэгоса в Гавану для продолжения совместных действий с отрядом.
22 апреля эсминец "Скромный", субмарина, танкер ВМФ и спасательный буксир пришли в Гавану.
В ноябре 1972 г. – феврале 1973 г. "СБ-3" взаимодействовал с девятым отрядом наших кораблей, развернутых на Кубе. После их ухода 17 июня 1973 г. он, завершив свою миссию, отправился домой.
28 июня 1973 г., сменяя ушедший корабль на Кубу, вновь пришел спасательный морской буксир пр.733С "СБ-11". Именно ему во время этой БС первому пришлось работать по прямому профилю как спасателю.


ПЛАРК "К-1"

В августе 1973 г. на Кубу прибыл девятый отряд наших кораблей - БПК пр.1134А (Kresta II-class) "Адмирал Исаков", БПК пр.57А (Kanin-class) "Дерзкий", ПЛАРК пр.675 (Echo II-class) "К-1", 1 ДПЛ пр.641 (Foxtrot-class), ПБПЛ пр.1886 (Ugra-class) и танкер. При этом 20 августа 1973 г. ПЛАРК пр.675 "К-1" (со вторым экипажем "К-128" (с 29.09.1973 г. – 461-й экипаж) командир к-2р. Дмитриев Юрий) во время БС в Карибском море и, следуя для делового захода в порт Сьенфуэгос на Кубе на глубине 120 м и скорости 16 узлов, ударилась о юго-восточный склон банки Хагуа.
Авария произошла вследствие навигационной ошибки. Командовавший тогда 1-й Краснознаменной флотилией подводных лодок Северного флота контр-адмирал А.П. Михайловский вспоминал: "Командир лодки капитан 2-го ранга Ю. Дмитриев, плавая в слабо изученном, изобилующем рифами и банками и представляющими серьезную опасность районе, проявил беспечность и не выполнил ни одного требования Корабельного устава по обеспечению безопасности. Эхолот и гидроакустический комплекс не использовал. Место определял только по американской радионавигационной системе "Лоран-А", при этом оценки точности счисления пути от штурманов не потребовал и определяться другими способами не заставил. В результате, имея фактическую неувязку 8 миль, напоролся на банку".

spas2
Фото 1. "К-1" и "СБ-11" в Сьенфуэгос

В Сьенфуэгосе с "К-1" работал "СБ-11". На Кубе при осмотре выяснилось, что субмарина получила значительные повреждения носовой оконечности с торпедными аппаратами и торпедами в них по левому борту. Передняя часть аппарата, где была торпеда с ядерным боеприпасом (ЯБП), была смята и свернута в сторону на 30-40 градусов. Обследовать ее и тем более предпринимать какие-либо ремонтные работы на Кубе, было невозможно. В то же время энергетическая установка лодки была исправна, и лодка была способна самостоятельно вернуться на базу. В этих условиях командующий Северным флотом принял решение возвращать "К-1". Лодка своим ходом, в сопровождении БПК пр.1134А (Kresta II-class) "Адмирал Исаков" и торгового танкера, перешла в Восточную Атлантику, где они встретились с океанским спасательным буксиром. После этого БПК и танкер вернулись в Мариэль. А ПЛАРК с буксиром в сентябре пересекла Атлантический океан и прибыла в Малую Лопатку. Для извлечения торпед пришлось вырезать торпедные аппараты. Заряд ЯБП с вырезанным торпедным аппаратом после извлечения погрузили на баржу, вывезли на Новую Землю и там взорвали. Командира сняли с командования.

В мае 1974 г. "СБ-11" опять работал с необычной подводной лодкой – оснащенной баллистическими ракетами, пришедшей на Кубу в составе 11 отряда наших кораблей. Этот отряд - 2 СКР пр.1135 (Krlvak-class) "Бодрый" (командир капитан 2-го ранга Э.А. Попеко), "Сильный" (капитан 2-го ранга В.А. Егоров) БФ с ДПЛРБ пр.629А (Golf-II-class) "К-88" (к-2р. Ильин В.Д., старший на борту ЗКД 16 ДиПЛ к-1р. Магаршак М.Б.) СФ после стоянки в Гаване и работе с кубинским флотом у порта Мариэль, 15 мая прошли транзитом Юкатанский пролив и достигли Сьенфуэгоса. В Сьенфуэгосе они также проводили совместные учения и отработку задач по взаимодействию с кубинскими военно-морскими силами. 1 июня отряд отбыл из Сьенфуэгоса и, пройдя транзитом Наветренный пролив, вышел из Карибского моря 2 июня. Больше после этого визита советские подлодки с баллистическими ракетами кубинские порты не посещали, более того в течение трех лет подводные лодки не включались в состав отрядов, посещавших Кубу.
13 сентября 1974 г. спасательный морской буксир пр.733С "СБ-11", завершив свою БС, покинул Кубу. Вероятно, как следствие после разбора инцидента с "К-1", руководством ВМФ было принято решение направлять на Кубу более мощные спасательные морские буксиры.
27 августа 1974 г. для замены уходящего домой "СБ-11" прибыл более крупный спасательный морской буксир пр.1175 (НАТО - OREL) "СБ-38".
С тех пор патруль был укомплектован океанскими спасательными морскими буксирами пр.1175 (НАТО - OREL) финской постройки 1959 г., полным водоизмещением 1392 тонны, и пр.2030 (НАТО - PAMIR) шведской постройки 1959 г., полным водоизмещением 2050 тонн. Позже в их состав влилось и спасательное буксирное судно пр.714 (НАТО - GORYN) финской постройки 1982 г., полным водоизмещением 2210 тонн.
Присутствие спасательных буксирных судов на Кубе было непрерывным, за небольшими исключениями.
4 августа 1975 г. "СБ-38" завершил БС на Кубе, его менял прибывший 18 сентября 1975 г. спасательный морской буксир пр.2030 (НАТО - PAMIR) "Алдан" СФ. Как вспоминал Валерий Иванович Агеев, служивший на нем мотористом, они участвовали в спасении нашего сухогруза "Академик Шиманский", который, везя груз сахарного песка, пропорол на подводных рифах два трюма. А когда "Алдан" 6 августа 1976 г. закончил кубинскую службу, его опять сменял "СБ-38". Но ему, придя на Кубу, почти сразу пришлось ее покинуть, направившись в Атлантику для поиска пропавшего дальнего морского разведчика Ту-95РЦ.


Ту-95РЦ

4 августа 1976 г. пара разведчиков Ту-95РЦ из состава 392 отдельного разведывательного авиационного полка Северного флота взлетела с кубинского аэродрома имени Хосе Марти, выполняя трансокеанский перелет по маршруту Гавана - Оленья, поселок Высокий. Командир ведущего самолета – майор А.И. Красносельских, ведомого – майор Ю.Н. Манин. По маршруту полета они должны были осуществить слежение за кораблями Второго Атлантического флота США. Через несколько часов полета связь с ведущим самолетом прервалась. Ведомому самолету дали команду с КП Северного флота снизиться до высоты 300 метров и осмотреть водную поверхность. Лётчики не нашли места катастрофы. Им дали приказ возвращаться на Кубу. Самолет Ту-95 РЦ (66МРТС304) Аркадия Красносельских исчез в районе Ньюфаундлендской банки, над нейтральными водами Саргассова моря. По советским данным, место катастрофы было на расстоянии 180 миль южнее Бермудских островов, по американским данным – 230 миль юго-восточнее острова Ньюфаундленд.
Началась поисковая операция, американцы тоже начали поиск Ту-95РЦ с целью завладеть возможными секретами. Командиром операции назначили капитана 1 ранга Марата Иващенко. В ней задействовали спасательное судно пр.527 "Владимир Трефолев" БФ, спасательные морские буксиры пр.2030 "Алдан" и пр.1175 "СБ-38", танкер "Дубна" (все три Северного флота) и экспедиционное океанографическое судно пр.976 "Аджария" БФ. При этом "Алдан" и "СБ-38" шли с Кубы, при том что "СБ-38" только что туда пришел.
Генерал-майор запаса Виталий Петрович Ветров, с ноября 1974-го по октябрь 1976 г. находившийся в командировке на Кубе, вспоминал: "Однажды поздно ночью раздаётся звонок оперативного дежурного нашей бригады. Мне к 5:00 надлежало быть в Гаванском порту и доставить продовольствие на спасательный буксир СБ-38, срочно выходивший в океан. Машины с продовольствием уже в пути. Гаванская бухта - это сеть 27 запутанных километров причалов, железнодорожных путей и коммуникаций, и не так просто найти желаемый причал. Долго заправляли буксир водой, мазутом у разных швартовок. Мы с водителями через заборы, железнодорожные ветки перебросали мешки и ящики с продовольствием на борт. Пока закрывал чек у баталёра в каюте, буксир уже начал выходить из бухты. Курс - на Саргассово море.
Дали радиограмму в бригаду, что ввиду чрезвычайной ситуации офицер находится на борту буксира, в походе будет исполнять обязанности фельдшера. Поспешность была в подъёме остатков сбитого американцами самолёта-разведчика Ту-95РЦ, а именно - секретного оборудования. Экипаж этого самолёта выполнял задачу по контролю действий Второго Атлантического флота США. Мы работали в 180 милях южнее Бермудских островов. Команда свою задачу выполнила
".
Поиски продолжались полтора месяца. Экипажи использовали все доступные им средства, было проверено почти 600 квадратных километров акватории. Поиски осложнялись тем, что в небе постоянно находился американский разведчик – базовый противолодочный самолет Р-3С "Орион". За спасательными судами круглосуточно следили фрегаты ВМФ Канады, которые регулярно поднимали в небо палубные вертолеты. Когда они особо мешали, моряки спасателей отгоняли их выстрелами сигнальных ракет.
18 сентября экипаж спасательного судна "Владимир Трефолев" благодаря "помощи" дельфинов на глубине 43 метра обнаружил обломки самолета. На борт спасательного судна "Владимир Трефолев" были подняты тела всех 12 членов экипажа разведчика и более трехсот приборов, деталей самолета и документации. На спасателе был проведен скорбный торжественный ритуал, и экипаж разведчика был похоронен в водах Атлантики. На место гибели самолета-разведчика с советского военного корабля были сброшены глубинные бомбы. Второй Ту-95РЦ майора Ю.Н. Манина, который получил приказ о возвращении на Кубу, находился там месяц. После возвращения экипаж расформировали.
Эксперты 13-го Государственного НИИ ЭРАТ 24 ноября 1976 г. в своём заключении отметили, что причиной катастрофы стало сваливание с последующим неуправляемым падением по траектории плоского штопора. Результаты обработки информации свидетельствовали о появлении внешних возмущающих сил и стремлении экипажа парировать их. То есть, ошибка пилотирования и отказ техники не являлись причиной гибели Ту-95РЦ. Появилась версия, основанная на опыте и реалиях "холодной войны", - произошел какой-то инцидент с американскими истребителями сопровождения.

Только 12 октября 1976 г. спасательный морской буксир пр.1175 (НАТО - OREL) "СБ-38" вернулся на Кубу для продолжения несения своей вахты. Закончилась она 24 сентября 1977 г.
Сменял его 24 сентября 1977 г. спасательный морской буксир пр.2030 (НАТО - PAMIR) "Атаган", а того 29 сентября 1978 г. однотипный "Алдан" (командир капитан 3 ранга Кухаренков).
Эта боевая служба "Алдана" была первой на два срока с заменой личного состава на Кубе. Начавшись 29 сентября 1978 г., она завершилась в октябре 1980 г. Сразу по прибытии он активно работал с 19 отрядом наших кораблей, прибывших на Кубу, и после того как они 2 октября 1978 г. провели большие учения с кубинцами, он, выйдя из Гаваны, специально сопровождал их в Сьенфуэгос. Опыт с двухгодичной службой корабля и заменой на нем экипажей, видимо, не очень понравился, и в дальнейшем вернулись на годичную службу.
Его в конце 1980 г. менял опять "Атаган" (командир к-3р. Покареев), а того в конце 1981 г. в свою очередь "Алдан", который был на Кубе до конца 1982 г.
И вот тут в непрерывном нахождении наших спасателей на Кубе произошел сбой. "Алдан" в очередной раз должен был менять его однотипный собрат "Атаган", но что-то не сложилось. Как вспоминал Александр Заремба, служивший на "Алдане" в 1983-1984 гг. командиром отделения боцманской команды: "На "Агатане" мы должны были идти на Кубу. Привели его в порядок и стали ждать. И тут "завертелась карусель": то идем, то не идем, то хотели поменять экипажи, не прибегая к дальним походам, а воспользовавшись услугами доблестного Аэрофлота. Вводные менялись чуть ли не каждую неделю. Все закончилось тем, что СС "Алдан" пришел с Кубы своим ходом, а через неделю мы, "Агатан", поменялись экипажами. Это произошло в конце 1982 года. Нам пришлось приводить корабль в божеский вид, так как снаружи "Алдан" был весь ржавый, а внутри - вообще ужас. В трюм, например, было не войти, навалены какие-то концы, буи и всякий хлам: куча мусора над палубой возвышалась не меньше, чем на метр. Мы пошкрябали, покрасили, разложили все по своим местам: навели образцовый порядок. Встретили Новый, 1983 год. И только в январе получили команду идти на БС (боевую службу)".
Выйдя с базы в январе 1983 г. "Алдан", почти месяц шел до Кубы, выполнив при этом ряд заданий. В феврале прибыли на Кубу в Сьенфуэгос, где привели корабль в порядок перед переходом в Гавану, где в основном и базировались наши спасатели. Как вспоминал Александр Заремба: "Стояли мы не только в Гаване: были в Сантьяго-де-Куба и раза три в Сьенфуэгосе. В Сьенфуэгосе стояли у лодочного причала. Второй раз пришли туда, когда тащили из Гаваны подлодку кубинских ВМС, бывшую нашу дизелюху, которая чуть не утонула по дороге. В Сантьяго нас возили по городу на автобусе, экскурсию организовали. И с кубинцами мы общались. В основном, с теми, кто стоял на соседних кораблях. А так занимались разными спасательными работами, но помню только сухогруз "Металлург Курако", хотя были и другие суда".
Не все порой шло гладко. По плану боевой службы и в соответствии с договоренностью с руководством РВМФ Кубы "Алдан" зашел в Сьенфуэгос. На борт нашего корабля прибыли офицеры медицинской службы кубинского флота (из двух – одна девушка) и попросили, как предусмотрено и нашими документами, и законами любой страны, санитарную декларацию. Им не только не предъявили декларацию, но и не разрешили осмотреть кладовые с продуктами и холодильники. За это "Алдан" был оштрафован на 500 песо.
В ноябре 1983 г. "Алдану" выпала возможность поработать по прямому профилю.


АПЛ "К-324"

31 октября 1983 г. в ходе боевой службы в Саргасовом море АПЛ пр. 671 РТМ (НАТО - Victor III ) "К-324" (к-3р. В.А. Терехин) намотала на винт низкочастотную гидроакустическую экспериментальную антенну новейшей системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System), которую буксировал фрегат ВМС США "McCloy" FF-1038 во время испытаний. На подводной лодке заметили, что зацепили антенну, далеко не сразу. Только через двое суток, когда сверхпрочный кабель антенны намертво намотался на винт подводной лодки и заклинил турбину.
2 ноября атомоход потерял ход, на перископной глубине лодка не удержалась, так как была тяжела, и без хода стала тонуть. Провалившись на глубину более 100 метров, экстренно продули цистерны воздухом высокого давления. Пытаясь удержаться на перископной глубине, израсходовали почти весь ВВД и были вынуждены всплыть, оставив попытки погружаться. Сообщили в штаб. КП Северного флота перевел их на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Москва сообщила, что к ним направлен разведывательный корабль (НАТО - Moma) СВ-506 "Находка" (к-3р. Л. Шутов), находящийся в районе Норфолка, а с Кубы идёт спасательное буксирное судно "Алдан". На "Алдане" ответственным за спасательную операцию был назначен капитан 3 ранга Бутов, консультант начальника аварийно-спасательной службы Кубы. Как вспоминал Александр Заремба, служивший на "Алдане" командиром отделения боцманской команды: "У нас был запланирован концерт в советском посольстве, так как я играл в ансамбле на гитаре, и мы репетировали патриотические песни. Это было накануне 7 ноября (за два-три дня). Сыграли тревогу и часовую готовность. Затарились по-быстрому провизией, забункеровали воду и загрузили кислородные и ацетиленовые баллоны. Вышли в море. Там нам объявили, что наша подлодка потерпела бедствие и то ли вообще хода не имеет, то ли малым ходом идет. В общем, нуждается в помощи.
В это время был шторм. Шли мы несколько дней, может, дня два
". "Алдан" добирался до места аварии трое суток, а СВ-506 пришел быстрее.
2 ноября фрегат "McCloy" прибыл в Норфолк после миссии по отслеживанию подводных лодок, потеряв буксируемый гидроакустический буй и кабель, к которому он был прикреплен. 3 ноября рано утром "К-324" была замечена американским патрульным самолетом ВМС США в неподвижном состоянии в надводном положении в 282 милях к западу от Бермудских островов и в 470 милях к востоку от Чарлстона (Южная Каролина).
Прибытие "Находки" 3 ноября совпало с подходом американского эсминца "Peterson" DD-969.
Находившийся в том походе на борту СВ-506 "Находка" в качестве наставника командира БЧ-4 Александр Воробьев вспоминал: "29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль, я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своих командиров. Узнав о том, что К-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробовать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы, и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим, так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон". Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо, маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бессмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки".

spas2
Фото 2. "Находка" прикрывает АПЛ от американцев

Вторым эсминцем был "Nicholson" DD-982, но он пробыл там недолго и вскоре ушел на базу.
Экипаж субмарины предпринимал попытки освободить винты от намотавшегося кабеля, но безуспешно. Американцы не мешали тщетным усилиям подводников, хотя опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. В диком напряжении прошли сутки. Неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приёмлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "McCloy": под "К-234" подошла американская атомная подводная лодка "Philadelphia" SSN-690.
В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка (К-324) всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на её винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей… Подлодка "Филадельфия" маневрировала около лодки типа "Виктор" и подошла вплотную снизу, чтобы получше рассмотреть ее. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия". По счастью, (в который раз "по счастью"?) бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Инцидент был бы исчерпан, если бы на винтах К-324 не оставалось свыше 400 метров низкочастотной антенны.
Косвенно факт наличия американской подлодки там подтверждали американские журналисты. Fred Hiatt в газете The Washington Post в своей статье от 5 ноября писал: "Американские силы также наблюдали за подводной лодкой сверху и из-под воды. Подводные лодки, патрульные самолеты P3 Orion и эсминец USS Peterson собрались в этом районе, чтобы сфотографировать редко выставляемое судно, подслушать его разговоры с другими советскими кораблями и узнать о нем как можно больше.
"Разведывательное сообщество чрезвычайно обрадовано", - сказал один из чиновников
".
4 ноября ЮПИ, ссылаясь на газету Washington Post, со ссылкой на экспертов разведки США сообщила, что атомная подводная лодка, возможно, столкнулась с гидролокатором слежения за подводной лодкой, буксируемым фрегатом ВМС США "McCloy". В документе говорилось, что кабель и гидроакустическое устройство все еще могут быть обернуты вокруг винта субмарины. В этом случае, как сообщили эксперты The Post, Советы могли бы извлечь значительную разведывательную информацию из этого оборудования. После этого из Москвы пришла шифровка - Главком ВМФ СССР С. Горшков приказывал во что бы то ни стало сохранить "трофейную" антенну и самолётом отправить в Москву.
5 ноября пришел с Кубы спасательный корабль "Алдан". Спустили водолазов. На ступице винта "К-324" обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным.
Целые сутки наши моряки с помощью электрошпиля выбирали бронированный кабель из воды и размещали в 1-м отсеке. Вытащили 420 метров. После чего из Главного штаба ВМФ дали указание: следовать на буксире на Кубу.
Утром 6 ноября спасатель "Алдан" сумел взять подводную лодку на буксир и потащил на Кубу.
Как вспоминал Александр Заремба: "Когда пришли к лодке, шторм немного поутих - баллов до трех, но все равно в такую погоду лодку было очень сложно брать на буксир. Мне кажется, эта работа заняла больше суток. Надо было доставить на лодку специальные буксировочные захваты ШУ-200. Для этого спустили катер, загрузили захваты и отправились к лодке; а в такую погоду спускать, а тем более брать катер на борт, было равносильно самоубийству, но нам каким-то образом удалось. Подойти на катере вплотную к лодке тоже было нереально: и вот я кидал с катера захваты, предварительно привязав страховочный трос, ведь запасных захватов у нас не было, а ребята с лодки их ловили. Это тоже было непросто. К тому же, при спуске на воду у катера вырвало крепление троса, на котором опускают и поднимают катер. Каким чудом нам потом удалось поднять катер на борт?
…Брага - это трос, который, как петля, должен опоясывать лодку по всему корпусу. Каким-то образом мы передали брагу на подлодку. Потом надо было доставить основной буксирный трос. Для этого воспользовались линеметом - устройством, выстреливающим груз-поплавок, к которому прикреплен трос-линь, примерно, как парашютный строп. К нему привязывается проводник (трос потолще), потом еще потолще, а потом уже непосредственно сам буксирный трос. Затем, когда вся эта цепочка подана, лишняя длина выбирается на борт, что и зафиксировано на фотографиях, где мы работаем с АПЛ.
Сначала, пока это было возможно, выбирали вручную, а потом начали подрабатывать винтами, маневрировать и чуть не намотали проводник на винт, зацепили винтом, но чудом удалось винт освободить.
Американцы стреляли по буйкам, которые мы к буксирному тросу принайтовывали, чтобы он не тонул. Привязали второй комплект... В общем, буксир все-таки подали на лодку. Основная задача была решена…
…Лодку почему-то не хотели заводить на Кубу, и все работы мы делали на подходе к кубинским берегам. К тому времени море уже успокоилось, и мы встали освобождать винт от кабель-антенны на банке Хагуа. Там простояли день или два, но ничего не получалось.
Работы шли медленно. Кабель намотался так, что не было видно даже ступицы винта. Все спаялось в один клубок и металл, и частично расплавившаяся обмотка кабеля (изоляция). А кабель был бронирован. К тому же, у нас не хватало нужного инструмента и оборудования. Хотя корпус лодки и наклонили на нос, нижняя часть винта и, разумеется, кабель-антенны, все равно находились под водой, и приходилось заниматься еще и водолазными работами (пытались резать кабель специальными подводными электродами). Помучавшись так, было принято решение поставить лодку на рейд в бухту Нипе
".

57b1
Фото 3. Кабель, намотанный на винт АЛП "К-234"

При подходе к территориальным водам Кубы 7 ноября 1983 г. командир эсминца "Peterson" поздравил советских моряков с праздником Великой Октябрьской Социалистической революции и поблагодарил за совместное плавание и ушел.
8 ноября в бухте Ниппе караван встречали два катера с начальством на борту. Адмирал Стадниченко принял доклад капитана 3-го ранга Шутова, и приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и до организации охранения стоянки АПЛ не допускать прохода кораблей. Кубинцы выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день кусок секретного кабеля самолетом был отправлен в Москву. Ремонтники сняли часть легкого корпуса, после чего ступица винта была освобождена от спрессованной массы кабеля кубинскими газорезчиками за четверо суток. Основная часть кабеля была загружена на борт ССВ-506 и доставлена в Североморск.
Старший мичман Сергей Блажков вспоминал: "Видимо там наш трофей оценили, нам даже предоставили четверо суток внепланового отдыха на курорте. Но Вадим Александрович Терёхин, взяв в толк обостряющую международную обстановку, отказался от этого заманчивого предложения. И мы с рассветом 13 ноября 1983 года снова вышли в море. До точки погружения нас провожали кубинские ракетные катера…".
Покинув Кубу, подводники взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу и вернулись на базу за неделю до Нового, 1984 года.

На этом служба "Алдана" не закончилась - в апреле 1984 г. он участвовал в совместных учениях "Монкада-84-2", где с советской стороны были задействованы корабли 23 отряда, направленного на Кубу во главе с КР ПЛО "Ленинград".
В мае 1984 г. "Алдан" завершил свою службу и его сменил новейший спасательный морской буксир пр.714 (НАТО - GORYN) "СБ-365". Как вспоминал Александр Заремба: "Нас сменил новый буксир, за которым ребята ездили в Выборг. Когда он пришел, нас выстроили на корме. Долго мы стояли, ждали, когда он пришвартуется, но так и не дождались. Был свежий ветер, и судно сносило ветром. Они пробовали подойти и с отдачей якоря, и носом, и кормой вперед, но в итоге ушли и встали на якорь, а потом, когда погода наладились, подошли к причалу. Наверное, из-за того, что судно было одновинтовым, ему и не хватило маневренности в стесненных условиях… С Кубы дошли очень быстро. Почти не болтало. Шли прямым курсом и полным ходом, где-то узлов 12. Недели через две уже были на базе в Дровяном, где нас встречали традиционным молочным поросенком".
В 1985 г. "СБ-365" на боевом посту сменил спасательный морской буксир пр.2030 (НАТО - PAMIR) "Атаган", на долю которого также выпало участие в спасательной операции советской подводной лодки, но не такой удачной.


РПКСН "К-219"

3 октября 1986 г. в Атлантике на РПКСН пр.667А "К-219" (капитан 2 ранга И.А. Британов) в 5:38 произошел взрыв ракеты в шахте № 6. При этом погибли три человека, которые несли вахту в ракетном отсеке: командир ракетной БЧ капитан 3 ранга А.В. Петрачков, матросы И.К. Харченко и Н.Л. Смоглюк. Позже погиб матрос С.А. Преминин, заглушивший реактор. По установленным каналам связи командир доложил об аварии, получил рекомендации по ведению борьбы за живучесть и оказанию помощи пораженным. На помощь лодке вышли: спасательный буксир "СБ-406", находившийся в дежурстве в районе Фарерских островов, и спасательное судно "Агатан" из базы на Кубе. Из Кольского залива вышел атомный крейсер "Киров" с командующим СФ на борту. Министерство морского флота направило в назначенную точку встречи свои суда - именно они и спасли экипаж, когда буксировка окончилась неудачей и 6 октября подлодка затонула.
В операции был задействован и базировавшийся на Кубе спасатель "Атаган" (капитан 3 ранга Юрий Ильич Горьковый). Как это было, вспоминает, служивший командиром БЧ-1 на нем, Марк Макаров: "Мы готовились домой, в Мурманск. Срок службы приходил к концу, у нас было всего три месяца до декабря.
И механик перед походом решил перебрать дизеля, причем, сразу оба.
Вот тогда все и произошло...
Боевая тревога, полная готовность, и всего сутки на сбор дизелей. Но так как запчасти были на заводе в Каса Бланка, на сбор дизелей потратили двое суток. Собрать собрали, но как-то не так. Плюс жара и дизеля плохо работали, плохо охлаждались, а времени больше не было, а дальность была такова, что пришлось выжимать из дизелей скорость больше, чем было в ресурсе коробочки и прийти в назначенный пункт вовремя. Механик придумал охлаждать дизеля с помощью нарезанных пожарных шлангов, вставляя их от дизеля на улицу, чтобы воздушным потоком охлаждать двигатели.
Так мы и вышли. Дизеля перегревались по дороге, и приходилось останавливаться и дрейфовать, остужая дизеля.
В общем, доковыляли мы до места, а там уже вся гоп-компания НАТО - норвежцы, америкосы, канадцы, самолеты-пароходы, катера, спасатели, радио-буями обнесенное место и ни одного нашего корабля.
Горьковой принял решение снимать радио-буи, и мы немного пошугали НАТО, расчетно близко направляя наш корабль к ним. Так медленно и с помощью радиопереговоров с ними, постепенно они рассосались.
А на следующий день пришел КИРОВ с толпой золотопогонников.
Качало неслабо, и при всем желании начальства перебраться к нам на борт, ничего не получилось: у них шлюпки летали выше борта КИРОВА.
Ну а Горькового имели во все щели по рации. Я, как командир отделения БЧ1, стоял у штурвала и все это наблюдал. Было и смешно, и грешно.
Бедный кеп парился по страшному: был то зеленый, то белый, то просто смеялся от нервов, а наш штурман Купьян Гена ходил взад вперед и причитал: "п-ц, всем п-ц".
А что касается лодки, к нашему приходу ее уж не было, экипажа тоже, его на сухогрузе переправили на Кубу
".

В конце 1986 г. "Атаган" был сменен однотипным собратом "Алдан", а вот кто его в 1987 г. менял, у меня информации нет.

В 1988 г. на службу пришел спасательный морской буксир пр.714 (GORYN) "СБ-365", в августе 1989 г. его сменил "Атаган", дежурство которого вновь запланировали на два срока.
"Атаган" под командованием капитана 3 ранга Юрия Ильича Горькового вышел из Мурманска 15 июля 1989 г. и 11 августа вошел в Гавану. Там в основном и базировались в районе Каса Бланка. Как вспоминал Семешин Сергей, служивший на нем командиром отделения радиометристов: "iМы несли боевое дежурство по обеспечению наших лодок в Карибском бассейне на СС "АГАТАН"с лета 89 по осень 90 гг. В основном базировались в Гаване (ремзавод в Каса Бланка), но за это время обошли Остров Свободы вокруг, с заходами в крупные порты Сьенфуэгос, Саньтьяго-де-Куба и также множество мелких, которые сейчас и не вспомню. Частенько выполняли небольшие шабашки для компаньерос, как-то даже буксировали в Сьенфуэгос единственную кубинскую подлодку, если можно так назвать маленькую полусгнившую дизелюху послевоенных времён. За это потом нас возили отдыхать на пляжи Варадеро. Однажды даже сыграли боевую тревогу. На нашем судне связи (ссвэшки или слухачи, такие суда с большими шарами), которое под берегами Майами слушало эфир, предстояла серьёзная операция, и мы в срочном порядке возили хирурга из нашей медгруппы, так что видели огни Майами".
В августе 1990 г. на "Атагане" была проведена смена экипажей. Офицеры и большая часть срочников из команды капитана 3 ранга Ю.И. Горькового была заменена на личный состав команды под командованием Дробеца, который был доставлен на плавучее госпитальное судно Северного флота "Свирь". 17 августа экипаж Горькового отправился домой на той же "Свири".
10 ноября 1990 г. в шторм был выброшен на рифы в районе бухты Ла-Мулата (Куба) спасательный морской буксир пр.2030 СФ "Агатан" (командир Дробец). В спасательной операции участвовали несколько кораблей, в том числе наше гидрографическое судно и кубинский буксир "Сибоней". Пришлось эвакуировать часть экипажа. С рифов судно сняли примерно через полтора месяца в первых числах декабря. Для этого из Мурманска на Кубу специально пришел океанский спасательный морской буксир пр.Р-5757 "Николай Чикер" СФ. После доковых работ в порту Гаваны "Атаган" вернулся в Североморск.
На этом закончилась эпопея базирования советских спасательных судов на Кубе.


Нахождение спасательных судов на Кубе

Судно | Проект (наименование НАТО) | Дата базирования
Спасательный морской буксир "СБ-11" СФ | Пр.733С (OKHTENSKIY) | 3 сентября 1970 – 20 января 1972
Спасательный морской буксир "СБ-3" СФ | Пр.733С (OKHTENSKIY) | 15 декабря 1971 – 17 июня 1973
Спасательный морской буксир "СБ-11" СФ | Пр.733С (OKHTENSKIY) | 28 июня 1973 – 13 сентября 1974
Спасательный морской буксир "СБ-38" СФ | Пр.1175 (OREL) | 27 августа 1974 – 4 августа 1975
Спасательное судно (СБС) "Алдан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 18 сентября 1975 – 6 августа 1976
Спасательный морской буксир "СБ-38" СФ | Пр.1175 (OREL) | 12 октября 1976 – 24 сентября 1977
Спасательное судно (СБС) "Агатан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 24 сентября 1977 – 29 сентябрь 1978
Спасательное судно (СБС) "Алдан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 29 сентября 1978 – октябрь 1980
Спасательное судно (СБС) "Агатан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 1981
Спасательное судно (СБС) "Алдан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | - конец 1982
Спасательное судно (СБС) "Алдан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | февраль 1983 - май 1984
Спасательный морской буксир "СБ-365" СФ | Пр.714 (GORYN) | май 1984 -1985
Спасательное судно (СБС) "Агатан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 1985 - (ноябрь) 1986
Спасательное судно (СБС) "Алдан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 1986 - 1987
??? | ??? | ???
Спасательный морской буксир "СБ-365" СФ | Пр.714 (GORYN) | 1988 - лето 1989
Спасательное судно (СБС) "Агатан" СФ | Пр.2030 (PAMIR) | 11 августа 1989 – 17 августа 1990


Литература

1. Бахарев Юрий "Аварийное происшествие с АПЛ К-324"
2. Бронников Г.А. капитан 1 ранга "Международно-морское право, морская культура и "морская серость" Журнал "Тайфун" № 48
3. Васильев Василий. "Как спасатель "Агатан" на рифы сел, и как потом его спасали. Взгляд связиста (1990)"
4. Воробьев Александр, комментарии в ЖЖ
5. Гавриленко Андрей. Корабельные будни, 2022 г.
6. Заремба Александр "СС "Алдан", Куба, 1983-1984"
7. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991." СП(б), Историческое Морское Общество, 1996 г.
8. Касатонов И.В. "Флот вышел в океан". М. "Андреевский флаг" 1996 г.
9. Михайловский А.П. "Рабочая глубина" С-П. 1996 г.
10. "Подводные лодки России. Атомные первое поколение". Том 4, часть 1. С-П. 1996 г.
11. "Спасатель "Атаган" 89-90гг и весь ВМФ СССР на Кубе"
12. "Трагедия над Атлантикой - В 1976 году над Саргассовым морем погиб дальний морской разведчик Ту-95РЦ"
13. Черкашин Николай "Одиночное плавание" Москва, "Совершенно секретно" 2010 г.
14. "Я научился плавать раньше, чем читать…". Биографические сведения о Романове Б.С.
15. "A crippled Soviet attack submarine, in trouble several hundred..." NOV. 4, 1983
16. "A RUSSIAN TUG TOWS SUB TOWARD CUBA" Nov. 6, 1983 The New York Times
17. "CHRONOLOGY OF SOVIET NAVAL DEPLOYMENTS TO CUBA" Paper Prepared in the National Security Council, Washington, May 19, 1972
18. Fred Hiatt "Experts Report Soviet Sub May Have Hit U.S. Gear" November 5, 1983 The Washington Post
19. "HEARINGS BEFORE THE SUBCOMMITTEE ON INTER-AMERICAN AFFAIRS OF THE COMMITTEE ON FOREIGN AFFAIRS HOUSE OF REPRESENTATIVES" 1974
20. MARINE INLICHTINGENRAPPORT nr.4/80 ARPIL 1980
21. "Soviet Activies in Cuba, Hearing Before the Subcommitteeon Inter-American Affairs Of …" 1972
22. "Soviet Naval Activities in Cuba, Hearings Before the Subcommittee on Inter-American Affairs... 91-2, Sept. 30, Oct. 13, Nov. 19 and 24, 1970" 1971
23. "SUBMARINE SUPPORT VESSELS CIENFUEGOS PORT, CUBA" NATIONAL PHOTOGRAPHIC INTERPRETATION CENTER, 10 November 1970
24. С форумов Balancer'а

См. также:

Розин Александр. Советские суда в операции "Анадырь"
Розин Александр. Боевая служба ВМФ СССР в районе Кубы
Корабли ВМФ СССР на Кубе, общий фотоальбом
Рыжков Феликс. Спасатель "Алдан", 1962-1965
Заремба Александр. СС "Алдан", Куба, 1983-1984
Васильев Василий. Как спасатель "Агатан" на рифы сел, и как потом его спасали. Взгляд связиста, 1990
Тема форума "Спасатель"Агатан" 89-90гг и весь ВМФ СССР на Кубе"

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *