Ушаков Владимир. Под сенью карибских пальм.

02.05.2017 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:

Об авторе | О публикации

Владимир предъявляет пропуск, проходит мимо двух кубинских солдат в штаб кубинской воинской части. В приемной штаба работает кондиционер. В кожаном кресле сидит кубинский офицер. На журнальном столике - стопка журналов. Офицер пьет кофе, мусолит во рту потухшую сигару, время от времени макая ее в кофе, и листает журнал «Богема». На стене портрет Хосе Марти и кубинский флаг. За пишущей машинкой работает машинистка.
- Здравствуйте, компаньерос! - приветствует Владимир кубинца и секретаря - машинистку.
- Привет, - лениво кивает ему головой, разморенный от жары кубинец.
Кубинка Владимиру молча кивает. Стол завален папками. Печатает молоденькая симпатичная мулатка в военной форме: зеленой юбочке и зеленой рубашке с закатанными рукавами. Девушка поднимает на Владимира очаровательные чуть раскосые, зеленоватые глаза, вопросительно и заинтересованно на него смотрит.
Владимир показывает девушке коричневатый пакет с серьезной сургучной печатью:
- Компаньера, у меня пакет для вашего командира.
- Здравствуй. Давай, я передам, - протянула она руку за пакетом.
Владимир прячет пакет за спину:
- Не могу. Приказано лично в руки и кое-что на словах.
- Тогда жди, - индифферентно произнесла секретарша, - Садись вон в кресло и жди. Там совещание. – Она продолжает довольно бегло печатать на машинке.
Владимир стоит, поглядывает по сторонам. На столе машинистки он замечает куклу.
- Компаньера, а это что у вас такое?- Владимир показывает ей не что-то непонятно в цветных лохмотья.
- Чертенок,- отвечает, не поднимая головы девушка,
- Понятно. А я подумал, это чертенок.
Кубинка поднимает глаза, в которых блеснула озорная искринка.
- Кофе хочешь?
Владимир старательно выговаривает известную испанскую метафору:
- Черный, как ночь, горячий, как ад и сладкий, как любовь?
Кубинский офицер отрывается от журнала и, прищурившись, рассматривает русского с ног до головы.
-Ты новенький? - интересуется кубинка.
- Да. Как видишь, еще не старенький, - улыбается ей в ответ Владимир.
- Давно приехал?
- Три недели назад.
- Из Москвы?
- Из Москвы.
- Переводчик?
- Переводчик.
- Надолго?
- Нас, холостяков, на два года посылают. А там продлят или нет, не знаю.
- А сколько тебе лет?
- С утра двадцать два было…
- Двадцать два…
В это время дверь открывается, и из кабинета вываливают возбужденные разговором военные. Девушка встает, оттягивает вниз короткую юбчонку и, кокетливо стрельнув в переводчика глазками, поправив черные, искрящиеся от луча солнца волосы, скрывается в кабинете командира. Через мгновение она появляется в приемной, кивает кубинцу.
- Заходите!
Офицер, допивает кофе, встает, одной рукой теребит мошонку под брюками, другой вынимает изо рта сигару, берет папку и проходит в кабинет.
Кубинка с трудом выдерживает паузу приличия и обращается к Володе.
- Значит, хочешь кофе сладкий как любовь? Только такой?
Владимир смущен, молча кивает.
Кубинка встает, направляется к кофеварке, наливает ему кофе.
- Как тебя зовут, солдатик?
- Меня зовут Владимир. Я офицер, лейтенант. А не солдатик!
- Бладимúро.
- Нет, Владúмир.
- Влáди!
- Или просто Володя.
- Болодья, - старательно выговаривает девушка.
- Или уменьшительно Вова.
- Боба. Бобо. Ты Бобо? - засмеялась секретарша.
- Я не Бобо, а Вó-вá я! Ты знаешь, что такое бобо по-кубински?
- Я-то знаю. Дурачок!
- Ты называешь меня дурачком? Так сразу и оскорбления!! Не ожидал от такой.
- Какой?
- Прекрасной кубинки… Хотя у нас в России дурачок - положительный герой в сказках. Он всегда из всех переделок выходит победителем. Может быть, слышала: Иванушка-дурачок? Неужели нет!? Это же всему миру известно!
Девушка, слегка зардевшись, наливает приготовленный кофе в чашку, подает ее обидевшемуся Владимиру.
- Стоп-стоп! Спокойно! Я же в шутку.
- Ничего себе шуточки с первого раза.
Владимир пробует кофе, вкус его устраивает.
- Ты не четко произнес свое имя. Вот и прозвучало как бобо.
- А Вас как зовут?
Девушка садится за машинку.
- Мария. Мария Дель Мар Морена Муньос. Можно на «ты». Хочешь?
- Мария… Хочу!
Владимир садится на стул напротив нее, отхлебывает кофе.
- Я родилась в деревне,- рассказывает Мария, - у моря. Там, где и сейчас живут мои бабушка и дедушка.
- Мою маму тоже зовут Марией.
- Правда? Вот здорово!
Мария замечает, что чашка Владимира пуста, наливает ему еще кофе, подает чашку. Рука Владимира касается пальцев Марии. Девушка смущена, садится за машинку, вставляет в нее чистый лист бумаги. Владимир пьет кофе.
- Мария, Вы, то есть, ты Гавану хорошо знаете, то есть, знаешь?
- Еще бы. Я давно здесь живу.
- А не покажешь ли мне ее?
- Ой! У меня столько работы! Смотри, сколько печатать надо.
- И ни минутки свободной?
- Минутка… Минута есть… Но минутки нам не хватит. Ведь так?
Из кабинета выходит офицер и быстро уходит. Изнутри раздается стук в стену. Мария заглядывает к шефу.
- Проходите, команданте тебя ждет.
Когда Владимир выходит от команданте в приемную, здесь уже толпятся военные.
Девушка вопросительно смотрит на Володю. Тот разводит руками, хочет что-то сказать, но не решается и, кивнув ей на прощанье, направляется к двери.
- Один момент, переводчик! - окликает его Мария.
Мария идет за ним, выходит из приемной:
- Я покажу Вам дорогу. Пойдете вон туда, сначала направо и еще раз направо, а затем налево.
Украдкой она находит руку Владимира, вкладывает ему в ладонь свернутую записку и закрывает за ним дверь.
Владимир выходит из части. Читает записку: «Завтра в восемь вечера на набережной у «Ривьеры».
- Опля! - Не удержался от восклицания Владимир.
…Неторопливой походкой Владимир идет по набережной, посматривая на часы. Жарковато. Владимир время от времени вытирает лоб и шею платком.
Солнце садится за горизонтом, озаряя набережную и весь город последними жаркими лучами. Смуглые парни и девушки стоят в обнимку около парапета. Некоторые парочки целуются, другие что-то темпераментно обсуждают, смеются.
Владимир останавливается на набережной напротив входа в отель «Ривьера». Подходит Мария. Она в белых брючках и розовой рубашечке. На плече у нее сумочка.
Владимир подходит к смутившейся девушке, остановившейся с опущенными стыдливо глазами.
- Здравствуй.
- Здравствуй.
Ладонь Марии плавно ложится в ладонь Владимира.
Оба молчат. Наконец руки молодых неохотно разъединяются.
- Я тебе сувенир принес,- Он достает из сумки небольшой сверток, разворачивает его.
- Это матрешка. А это… чулки.
Мария кладет капроновые чулки на парапет, вертит в руках матрешку:
- Что такое матрешка?
- Это такая деревянная кукла, крестьянка такая, русская. Вот смотри, как она раскрывается.
Владимир берет матрешку, раскрывает ее.
- Вот так одна, а вот так уже две. А так три куклы. Всего семь.
Владимир расставляет на парапете матрешки, все семь штук. Мария берет самую маленькую.
- Интересно! Как ее так сделали? Здорово! Какая малюсенькая!
- Их на токарном станке вручную вытачивают. Мастера!
Прогуливающиеся молодые парочки заглядываются на Владимира и на матрешку. Мария собирает куколки одну в другую, кладет их в свою сумочку. На мгновенье она задумывается, берет с парапета чулки и возвращает их Владимиру.
- Спасибо. Мне они не нужны.
- Что так? Мне говорили, что они у вас популярны.
- Популярны, не популярны. Все равно забери.
Владимир вертит чулки в руках, потом сминает их и бросает за парапет на черные острые вулканического происхождения камни. Мария смотрит на него и с пониманием и с одобрением.
Мария и Владимир молчат. То смотрят вдаль, то украдкой друг на друга, то на публику на набережной…
Владимир пытается найти тему для разговора:
- А Колумб где открыл Америку? Здесь? – Владимир показывает на разбивающиеся о рифы волны.
- Не знаю. Я в это время экзамен в школе сдавала.
Мария смеется. Владимир, глядя на нее, тоже начинает хохотать. Прохожие оборачиваются на них, но влюбленные ни на кого внимания не обращают. Владимир и Мария идут по улице Гаваны. Проходят мимо фонтана, Владимир замечает живописный кадр, фотографирует Марию. Мария просит прохожего сфотографировать их. Тот долго соображает, куда нужно нажать. Наконец, щелкает молодых людей на фоне фонтана.
Они доходят до кафе-мороженое «Капелия». Пахнет акациями.
- Зайдем?
- Зайдем.
В кафе на втором этаже Владимир заказывает мороженное и лимонад. Мария тем временем расставляет матрешек на столике. Владимир насторожено оглядывается:
- Здесь русские бывают?
Мария рассматривает матрешек:
- Очень часто.
Владимир машет официанту. Тот несет заказ, расставляет стаканчики на столике. Владимир пробует мороженое, косится на входную дверь…
- Как наше мороженое? Тебе нравится? Говорят, оно лучшее в мире.
- Отличное мороженое. У нас такого нет. Здесь и ананас, и другие фрукты.
Владимир торопится съесть мороженое, но Мария никуда не торопится. Владимир достает из кармана деньги, кладет несколько песо на тарелочку. Затем он машинально берет монетку, рассматривает ее.
- «Родина и Свобода» - пять сентавос.
Он берет другую монетку.
- А эта «Родина или Смерть»…
- А по-русски это как будет?
- Ро-ди-на и Сво-бо-да. Родина или Смерть. А что означает этот кубинский герб?
Мария наклоняет голову к Владимиру:
- Это боевой щит. Солнце на горизонте символизирует республику, которая рождается. Здесь Куба в виде ключа от Мексиканского залива. Красная диадема… Здесь, конечно, она не красная, со звездой, означает союз всех кубинцев. Левая часть герба обозначает знамя, а справа - природа Кубы и королевская пальма - национальное дерево Кубы. Дубовые и лавровые ветки означают силу и победу.
В кафе входят новые посетители, Владимир, склонившись к Марии, с трудом отрывает свою голову от головки девушки, ощутив запах молодого тела и темных гладких волос.
- Пойдем еще погуляем,- предложил Владимир.
- Пошли, если не устал.
…Воскресный день. «ПАЗик» с советскими специалистами подъезжает к пляжу «Санта-Мария». Двери открываются, и из автобуса вываливает шумная ватага. Женатики располагаются со своими женами отдельно. Холостяки обосновываются поодаль среди кубинцев. Кто-то сразу идет купаться, кто-то достает волейбольный мяч, кто-то бросается на лежак позагорать. На деревянной будке с красным крестом под большим полосатым зонтом сидит спасатель. По радио «Спидола» звучит песня английского квартета «Битлс» только на испанском языке:
«Мучаачо, но те асомбрес, куандо ла беас пасар дель браасо де отро оомбре камино дель альтар, камино дель альтааар!»… (Парень, не удивляйся, когда увидишь ее выходящей из церкви под руку с другим!).
Владимир и Олег, не спеша, идут в бар за пивом. Мимо них с визгом проносится к воде толстопузый кубинец. За ним гонятся две длинноногие мулатки. Переводчики провожают их долгими взглядами.
- Расступитесь! Дорогу! Идет купаться тысяча слонов! - кричит толстяк.
Переводчики осматриваются. Вдалеке четыре кубинские пары занимаются любовью в воде. Вот интересная троица.
Под простыней натянутой на четырех палках лежат молодые мальчик и девочка, лет четырнадцати-пятнадцати. А рядом на песке сидит, видимо, мать парня. Парень при всем честном народе все время лезет рукой в плавки к девочке. Та его сдерживает рукой. Мать парня останавливает:
- Оставь, Тереситу, в покое!
Мальчик тогда лезет девочке под лифчик. Девочка от него отбивается обеими руками.
- Что хочу то и делаю со своей новией (Невеста-по испански).
А вот мальчик пяти лет надул кусок презерватива, скрутил из него маленький шарик и стал его все больше закручивать, а потом как даст эти шариком матери в лоб. Шарик с грохотом взрывается, а мамаша отвешивает оплеуху сыну за такие шалости.
Олег замечает у бара статную, томную кубинку лет двадцати пяти.
- Володя, смотри, какая краля! Гадом буду, если не закадрю. Спорим? На бутылку рома!
- Не смеши меня!
- Ну, давай хоть на пиво. А? Для интереса?
- А если увидят?
- Кто? Все купаются. Ну, я пошел. Как говорится, главное впендюрить, а на войну всегда успеем!
Они ударяют по рукам, и Олег, развернувшись как мачо, начинает боевой заход.
- Давай, давай, дерзай, дон Жуан, - подзадоривает Олега Владимир.
Олег подходит к кубинке, галантно раскланивается:
- Прекрасный день, милая сеньорита, самая красивейшая из наикрасивейших, самая очаровательная из наиочаровательнейших, самая прелестнейшая из наипрелестнейших, самая божественная из наибожественнейших, самая стройнейшая и милейшая во всем мире, кубинская волшебница! Позвольте мне представится. Меня зовут… - На лице кубинки возникает ехидная улыбка и, не выпуская из левой руки коктейля, двумя пальцами правой руки она сильно ухватывает Олега за нос.
От неожиданности Олег упускает первый момент, когда еще можно было вырваться, но потом тыр-пыр, тых-пых, а вырваться никак не удается! Он не осмеливается прикоснуться к кубинке руками, вертит головой, краснеет, а вырваться не может!
Наконец кубинка сжалилась и отпускает его нос. Красный как рак, Олег отскакивает от кубинки, пятится назад к Владимиру. Кубинка смеется. Она грозит ему пальцем, мол, знай свой шесток. И делает ему знак, приглашая купаться.
- Схлопотал, однако, - шепчет себе под нос Олег.…
Олегу уже не до купания. Он потирает красный нос, а Владимир трясется в беззвучном смехе.
- Ничего смешного, - трет нос Олег, - А все равно, согласись, девочка, что надо!
Он все же показывает кубинке изображенное пальцами «о», что значит, все о`кей, но тут лицо Олега будто судорогой сводит. Он опускает голову вниз и, развернув Владимира за локоть, ведет его прочь от бара.
- Атас, Володя. Сапрунец на подходе.
- Где?
Олег и Владимир под руку, не спеша, идут по пляжу к своим лежакам.
- Тебе не показалось, Олег?
- Ложись и голову больше сегодня не поднимай! Вот кому лучше на глаза не попадаться. Опасный тип. Вроде бы к нам никакого отношения не имеет. Но постоянно около нас, переводчиков, вертится. Как будто его кто направляет… Выслеживает, вынюхивает.
Олег и Владимир ложатся на лежаки. Из-за бара выходит лысоватый полненький человек в массивных солнцезащитных очках и осматривает окрестность. На берегу кубинский парень надевает на одну ногу ласту. В руках у него большой ящик со стеклянным дном. Он заходит в водку, опускает нажатием рук ящик в воду и опускает голову в ящик. Двигая ластой, он разметает песок под днищем ящика и осматривает дно сквозь стекло, пытаясь найти потерянные купающимися драгоценности.
Через неделю Владимир после прогулки по Ведадо и посетив кинотеатр «Яра», посмотрев фильм с участием Алена Делона, провожает Марию. Они подходят к ее дому, входят во внутренний дворик.
- Вот и пришли, - вздыхает Владимир. Обмахиваясь газетой «Грамма».
- Что же теперь будет, Володя? - Мария, показывает газету, - Война? Мы все время живем в постоянном напряжении. Эта проклятая блокада, а теперь вот и этот теракт. Уничтожение нашего самолета. Что дальше будет? Я очень боюсь. Снова эти американские агрессоры на нас нападут? Тогда весь народ поднимется. Мы свою свободу и независимость им не отдадим.
- Не бойся! Не будет никакой войны! И на Кубу мы не дадим никому напасть. У нас такая техника… Со мной ничего и никого не бойся. Мы сотрем любого с лица земли в один миг, если что.
- Ну, к черту этих американцев. Давай поговорим на другую тему. А купаться вы ездите?
- И купаться ездим и моемся каждый день. Все как у людей. Почти каждое воскресенье ездим.
- И моетесь? - смеется Мария, - Вот уж не думала! Это ж здорово, что вы такие! Чистоплотные. И на пляж ездите. А куда именно?
- На пляж «Санта-Мария».
- В это воскресенье ты туда поедешь?
- Поеду...
- И я там буду…
- Значит, я тебя там увижу?
Мария опускает голову, кивает.
- Я буду купаться напротив бара.
- Я тебя там и разыщу в 10 - 10.30 утра. Только не у самого бара, а метрах в ста от него, правее. Хорошо?
- Хорошо. Почему такие предосторожности?
Владимир берет ее руку в свою:
- Чтобы поменьше болтали. Есть у нас два типа, которые за нами следят, чтобы мы не вели себя аморально. У некоторых язычки очень длинные. Мария, а я могу тебе позвонить?
- Звони. А ты ведешь себя со мной аморально?
- Это они так считают. Старперы.
- Кто?
- Ну, пардон, вырвалось. Старые люди. Мы с ребятами противоположного мнения. А какой твой телефон?
- 240-351.
- 240 - 3, 5, 1. Запомнил. Я позвоню. Ну, счастливо!
- Чао, бамбино!
Владимир целует ее руку. Пальчики девушки выскальзывают из его рук, она проводит пальчиком по его руке и исчезает в темноте подъезда.
Владимир поправляет на рукаве повязку «Дежурный по части», смотрит на свои часы: 23-00. За окном стрекочут цикады. В кабинете тихо звучит веселенькая испанская песенка «Почему ты уходишь?».
Владимир глядит в окно на пустой плац, затем на дверь. Он встает, подходит к двери, открывает ее, выглядывает в коридор, там никого. Владимир возвращается к столу, набирает номер. В трубке слышны гудки, потом доносится хрипловатый мужской голос:
- Алло. Слушаю.
- Доброй ночи! Извините, Мария дома? Можно ее к телефону?
- Доброй ночи. Секундочку. А кто ее спрашивает?
- Это русский. Владимир. Переводчик.
- Мария! Это тебя!
Трубку берет Мария:
- Слушаю.
- Мария! Это я.
- А это я.
Владимир плотнее прижимает трубку:
- Это кто подходил к телефону?
- Отец.
- А… а кто он у тебя?
- Команданте.
- Серьезно?
Мария тихонько смеется.
- А мама твоя кто? Тоже команданте?
- Нет, мама домохозяйка. Но дома она настоящая команданте.
- А сестры, братья есть?
- Нет. Я одна. Ты звонишь, чтобы расспросить меня о моей семье?
- Нет. Но я узнал много интересного.
- А ты откуда звонишь?
- Со службы. С дежурства.
- Что делаешь?
- Дежурю и…думаю. Как ты там? А ты?
- Тоже думаю.
- А ты о чем?
- Как ты там?
- Твои родители, наверное, уже спят, а я тут трезвоню. Пока тогда? Мария! До встречи на пляже?
- Пока, Вова, Болодья, Болодьито, Влади…мир.
Владимир кладет трубку, нежно ее гладя.
***
Коричневый «Пазик» с советскими специалистами, подняв облачко пыли, останавливается на стоянке у пляжа «Санта-Мария». Шум, гам. По радио звучит популярная песня английского певца Энгельберта Хампердинга: «Куандо ме энаморо, йо ле дой ла вида а кьен се енаморе де ми Надье ен ель мундо пуэда комбенсерме а ке ме сепаре де ти! (Когда я влюблюсь, я отдам свою жизнь той, что полюбит меня. Ничто в жизни не заставит меня с расстаться с моей любимой.)
На песке загорают четверо переводчиков. Один из них, Николай Егоров, декламирует свое новое стихотворение:

На охоту мы ходили,
Под водой она была.
Барракуду увидали,
Ох! И страху нагнала!

Владимир смеется, хлопает. Олег, подражая модному поэту, откидывает руку в сторону…

И с тех пор мы не ныряем:
Опостыл подводный мир.
Нам дороже жизнь с машиной,
Чем ракушка-сувенир.

Бурные аплодисменты переводчиков. Переводчик встает и отвешивает всем поклоны, раскланивается.
- Да, уж лучше заработать здесь на машину, чем быть съеденным какой-нибудь морской тварью.
- Это мы недавно на рыбалку ездили, - рассказывает Илья,- Нырнули в одном месте, а там стадо барракуд. Стоят недвижно, как серые бревна. Ужас! Мы обратно в лодку. И на машине километр вперед, там их поменьше было: две, три.
- Как у тебя, Николай, лихо стихи получаются! Ты что, гений?
- Да! А что? А разве не видно? Но я, конечно, не профессионал. - Владимир смотрит на часы. - Ладно, пойду макнусь.
- Я с тобой.
- Я сначала пивку хлебну.
- Отлично! Давай сначала по холодненькому пивку
вдарим? - пристал к нему, как банный лист, Николай.
- А давай! - соглашается Владимир.
Владимир достает незаметно и прячет в плавки духи «Красная Москва», и они с Олегом идут в бар за пивом. Там у стойки уже стоят несколько наших специалистов и переводчиков. Владимир покупает бутылку пива и тихонько исчезает из поля зрения Николая и коллег. За металлической сеткой он обходит пляж сзади и в ста метрах от бара находит Марию. Она в розовом раздельном купальнике с оборочками на лифчике и на трусиках читает лежа на песке. Владимир очарован ее красотой.
- Ола, смуглянка. Жарко?
Мария увидела Владимира и откладывает в сторону книгу, быстро поднимается:
- Привет, Володиа! Да. Сегодня просто пекло!!
-Ты очень красивая, - Он откровенно ею любуется.
- Правда?
- Правда!
Они долго держатся за руки, потом садятся на песок, обхватив руками колени. Молчат, глядя в голубую даль. Владимир машет рукой в сторону моря, чтобы побороть волнение.
- Сегодня, интересно, нет «плохой воды», этих, опасных, обжигающих и парализующих медуз? - находит тему для разговора Владимир.
- Говорят, что нет. А ты уже и про «плохую воду» и про медуз с щупальцами на двадцать метров знаешь?
- Рассказали наши ныряльщики, охотники, кто подводной охотой увлекается.
- А ты?
- У меня пока еще и ружья нет. Вот достану, тогда...
Владимир смущается, вертит бутылку в руках.
- Вот. Пиво хочешь? Хорошее у вас пиво по чешскому рецепту.
Мария берет бутылку, делает глоток, Владимир достает духи, протягивает их Марии.
- Это тебе.
Мария отвинчивает колпачок. Нюхает. Духи Марии нравятся, и она неожиданно целует Владимира в щеку.
- Это…мне? Спасибо.
- У тебя такая кожа!
- Какая такая?
- Необычная. Загорелая.
- Самая что ни на есть обычная. Я не загорелая. Я мулатка. И немножко метиска. И даже китайское во мне что-то есть.
- Глаза. А русское в тебе есть?
- Какой смешной. Русского во мне пока нет.
- Ну, раз нет, пошли тогда макнемся.
- Побежали.
Мария и Владимир играют в воде у берега. Владимир пытается слегка обнять Марию, но она ловко выскальзывает из его рук. Со второй попытки ему все-таки удается чмокнуть ее в щечку. Мария плещет в него водой.
- В чем дело?
- Извини. Споткнулся.
- Обо что споткнулся? О воду или о песок?
- О рыбину! Во-он, смотри, какая проплыла!
- Издеваешься? Да?
- Вот такая рыбища!.. Ударила меня по ногам…
- Значит, рыбина… а я-то подумала… А сейчас давай наперегонки!
Мария машет рукой и бросается вплавь. Владимир кричит ей в след.
- А акулы?
- Сам ты акула! У-у-у, акулища… Догоняй!
Владимир бросается кролем догонять Марию. Уже на глубине Владимир видит неподалеку метрах в тридцати от берега тонущего кубинского мальчика. Беспомощно барахтаясь и захлебываясь, он зовет на помощь.
- Помогите!.. Помогите!.. Спасите!..
Владимир кролем бросается ему на помощь. Мария плывет за Владимиром. Тем временем мальчик вовсе исчезает под водой. Владимир ныряет, но с первого раза у него не получается. Он ныряет еще, еще и вот, наконец, вытаскивает мальчонку на поверхность. Затем Владимир с трудом тянет мальчика до мелководья. Мария плывет следом.
А в это время замполит Рытов в шортах, шляпе и с полевым биноклем на груди, насвистывая, идет по пляжу, подходит к вышке спасателей, поднимается на обзорную площадку. Там в тени зонта сидит разморенный спасатель. Рытов делает ему приветственный жест рукой, но тот не реагирует. Рытов наклоняется к нему, что-то ему говорит. Спасатель машет Рытову лениво рукой. Тогда Рытов подходит к ограждению и в бинокль осматривает берег.
Тут наши играют в волейбол, там наши лежат и загорают, здесь наши пьют пиво в баре. А вдали Рытов настраивает бинокль и видит вдалеке Владимира.
- Интересно, чего его туда занесло?
Спасатель делает руками знаки, что не понимает.
- Да я это не тебе, а себе говорю. Отдыхай, - втолковывает Рытов спасателю по-русски, но тот только вновь разводит руками и продолжает объяснять Рытову на пальцах, что до него его слова не доходят. Он-де не понимает по-русски. И машет рукой Рытову, мол, отстань и не мешай. А потом и вовсе, размахивая руками, рассердившись, прогоняет Рытова с вышки:
- Компаньеро! Здесь нельзя находиться посторонним, не положено.
Рытов упирается, но все-таки, отдуваясь, спускается с вышки, чертыхаясь, оскорбленный и обиженный до глубины души идет на пляж.
С помощью Марии Владимир выносит мальчика на берег, но вдруг происходит что-то непонятное: мальчик вскакивает на ноги, немного отбегает в сторону и начинает смеяться над взрослыми. Владимир срывается с места, чтобы поймать его, но Мария останавливает его. Она сама догоняет мальчишку и хватает его за руку:
- Негодный мальчишка! Кто же так шутит?! А ну, где твои родители? Или ты, на самом, деле тонул?
Пацаненок вырывается, отбегает подальше, издалека строит рожи, и что-то кричит. Владимир берет Марию за руку:
- Я думал, он уже захлебнулся, а он….
Некоторое время они молча идут вдоль берега моря.
- А ты у меня герой! Храбрец!
На ходу Мария прижимается к Владимиру. Они останавливаются около вещей Марии.
- Мария, мне, к сожалению, надо идти, а то меня могут хватиться. - Владимир кладет руку ей на плечо.
- Но ведь ты его спас, этого артиста!
- Мария, я тебя очень прошу никому этого не говорить. Вечером я позвоню. Ладно?
Влюбленные нежно прощаются. Владимир возвращается на свое место, ложится на полотенце. Как будто спит здесь с самого утра. Но на него падает тень человека в шляпе.
Владимир открывает глаза, щурится, закрывает глаза от солнца ладонью и видит склонившегося над собой Рытова.
- Как водичка?.. Теплая?..
- Я, Валентин Михайлович... Теплая. Наплавался. Позагорать теперь хочу.
- Дело хорошее…. Далеко, наверное, плавали?
- Так точно, далеко! До Майями и обратно!
Рытов грозит ему пальцем:
- Ну, и шуточки у Вас, лейтенант!
В воскресенье Мария и Владимир гуляют по парку Художеств, где находится Музей изобразительных искусств. Они заглядывают в окна галереи, проходят мимо одной из художественных студий. Здесь занимаются молодые балерины балетными танцами. В другой студии Володя замечает группу художников, которые пишут живую натуру, и засматривается на обнаженную натурщицу. Мария это замечает, и ей это не нравится.
- Что там такого интересного? Ах, вон оно что! Я думаю, что он там так рассматривает! Ничего там нет хорошего. Пошли отсюда. Это не для тебя. Ты еще слишком мал, чтобы такое видеть.
- Я? Мал? Да я уже!
- Мал. Мал. Я лучше знаю. Пошли во-он туда. Смотри, какие своды и арки. Когда интересно это построили? Еще при испанцах или позднее?
- Я думаю, что позднее.
Они выходят на площадь, в центре которой находится авангардистская керамическая скульптура вагины. Володя подходит к скульптуре, рассматривает ее, трогает внутри руками. Мария смущенно отворачивается, как будто ее вовсе это не интересует.
- Какая необычная вещь! Никак не пойму, что это такое. Что это, Маша? Цветок? Роза? Или, может, ракушка? Развертка? Что-то мне это напоминает?
- Ах, напоминает! Это развертка. Ракушка! Ничего особенного. Пошли. Там дальше еще много интересного. Пошли, пошли!
- Куда ты все время меня тащишь? Я здесь останусь. У скульптуры. Вот сяду здесь и буду здесь себе взрослеть на здоровье!
- Влади, ты хотел посмотреть, как растет бамбук. Так пошли. А ты понравился моему отцу. Он говорит хорошо, что ты военный.
- А мама твоя, что говорит относительно меня?
- Она говорит, что ты робкий и скромный, стеснительный.
- А ты, что по поводу меня думаешь?
- А я думаю, что ты просто еще маленький дурачок!
- Хорошо же ты обо мне думаешь. Спасибо! Так значит! И охота тебе с дурачком…
- Не обижайся, но что делать, если ты на самом деле не очень взрослый.
- Это поправимо. Молодость… она проходит. И очень быстро проходит. И наступает старость!
Влюбленные, смеясь, отходят от скульптуры. И тут же к ней приближается группа кубинских экскурсантов, которых ведет гид. Продолжая свой рассказ об известном кубинском скульптуре, гид показывает рукой на скульптуру, у которой только что стояли Владимир с Марией.
- А вот еще одна авангардистская скульптура этого талантливого мастера керамики, - гид показывает на скульптуру, - Эта прекрасная скульптура, как вы понимаете, изображает очаровательную, нежную вагину. Можно легко заметить, что автор-новатор вложил в это свое прекрасное произведение, в эту очаровательную, прекрасную вагину, в этот потрясающий прекрасный орган всего себя без остатка, полностью, целиком, внес в нее всю свою трепетную душу, все свое сердце, весь свой творческий пыл и темперамент…
…Мария и Володя стоят в бамбуковой роще. Володя рассматривает ствол растения.
- Вот махина! Толстенная!
- Бывает и повыше!
- Смотри. Вот если отпилить здесь и здесь, а этот отросток загнуть сюда и приклеить, то получится что? Кружка. Пивная кружка!
- Она будет протекать.
- А если ее покрыть лаком или еще чем?
- Какой ты умный! Прямо инженер!
- Это комплимент?
- Конечно, у нас инженеры самые почетные, высокооплачиваемые люди. А у вас разве не так?
- А у нас не так. К сожалению, наоборот. Им мало платят. И не считается уважаемой, престижной профессией.
- А кто будет науку развивать, в промышленности работать?
- Проблема! Ладно, когда-нибудь придут к власти умные люди. Решится.
Владимир неожиданно поворачивается к девушке.
- Я тебя люблю, Мария.
Опешив, Мария от него сначала отшатнулась.
- Какой ты, однако, горячий! Хоть и русский!
Она делает шаг к юноше, берет его руками за отворот рубашки.
- И я тебя. Я тебя тоже люблю. Очень!
Влюбленные сначала робко, по-детски, а потом страстно целуются. Сумочка Марии падает на землю. С плеча Володи на землю соскальзывает фотоаппарат.
Фонари освещают пустынную улицу. В их таинственном свете колышется тропический воздух. Укрываясь за пальмами и кустами, Владимир ведет к своему дому Марию.
- Когда я зажгу свет, вон в том окне, а потом погашу, ты сразу иди. Хорошо?
- Хорошо.
Владимир бегом пересекает улицу. Отрывает дверь. В холле тихо, на втором этаже тоже тихо. Владимир подбегает к окну, смотрит на пустынную улицу, включает люстру. От света просыпается попугай в клетке. Он хлопает крыльями, хрипло кричит:
- Налей рюмочку! Налей рюмочку!
- Перебьешься, алкаш, - Владимир снимает с себя рубашку, накидывает ее на клетку, гасит свет, распахивает дверь, впускает Марию, закрывает за ней дверь. Влюбленные обнимаются, целуются. На ходу они скидывают обувь. Юноша стягивает с девушки платье. Влюбленные входят в комнату. Под звук цикад, в свете луны и уличных фонарей они падают в обнимку на кровать, подминая накомарник и путаясь в нем. Мария высвобождается из лифчика.
- Подожди… Я тебе помогу. А где твой сосед?
- В командировке. Наконец-то мы вместе!
- Я люблю тебя, Влади! Целуй меня! Целуй меня сильнее!
…Рука Владимира кладет паспорт на полированную столешницу. Рядом с российским паспортом изящная ручка Марии кладет кубинский паспорт… Смуглая рука сгребает со стола оба паспорта. Клерк кубинского ЗАГСа деловито открывает российский паспорт и, высунув кончик языка, начинает записывать его данные в книгу.
Перед столом клерка стоят Владимир и Мария. За ними торжественно стоят свидетели Лаура и Элена.
Звучит марш Мендельсона, стеклянные двери базы отдыха советских и кубинских военных распахиваются, и молодожены ступают на кафельный пол. Присутствующие, расположившиеся вокруг бассейна, встречают их громом аплодисментов. ВИА из советских воинов-музыкантов исполняет туш. Владимир и Мария проходят на места, на которые им указывает Рытов, благодарят его и садятся. Рассаживаются за столики, расставленные вокруг бассейна, и гости интернациональной свадьбы. На столах из пластмассовых карандашниц торчат советские и кубинские флажки.
Советский Главный военный Советник в штатском костюме со своей супругой, сидящий рядом с родителями Марии, встает и торжественно поднимает бокал. Все гости садятся. Советник произносит поздравительный тост, здравицу в честь молодоженов:
- Дорогие наши Мария и Владимир! Уважаемые мама и папа Марии! Уважаемые наши кубинские друзья! Уважаемые советские дипломаты и офицеры! Все почтенные гости этого торжественного собрания!
Советские и кубинские переводчики переводят поздравление шепотом на ухо высоким посольским чинам и командованию.
- Мы, - продолжает советник, - собрались все здесь сегодня, к большому сожалению, без родителей одного из виновников этого торжества, новобрачного Владимира. Они не смогли присоединиться к нам за этим праздничным столом, чтобы вместе с нами поздравить эту очаровательную пару молодоженов с их самым счастливым, самым радостным в жизни днем и самым запоминающимся событием: законным бракосочетанием. Это не простая свадьба, товарищи, не ординарная. Это интернациональная свадьба! Так, видимо, было угодно судьбе, что Володя встретил милую Марию, свою суженую, здесь, в тропиках, в дружественной и близкой нам Кубе, далеко от своего родного дома. Мы пока не можем похвастаться большим числом таких свадеб, но теперь можно с уверенностью сказать, что начало этому делу положено. Как говорится, фундамент теперь есть! И я уверен, что наш офицер, военный переводчик Владимир Ершов, сделал свой правильный выбор. И Вы, очаровательная, юная Машенька нашли свое счастье с настоящим русским парнем. Мы уверены, что, вместе с Володей, создадите крепкую, дружную, надежную ячейку общества, семью и у вас будет много детишек. Кто они будут, как их назвать, кубано-совьетикос или совьетико-кубанос? Это неважно! Это ведь одно и то же. Ваша свадьба-это яркое выражение сплочения наших братских народов. Советского и кубинского. И это глубоко символично, друзья! Давайте же и дальше высоко держать знамя крепнущей дружбы между нашими народами и, я уверен, что выражу общие пожелания здесь присутствующих, пожелания нашим молодым большого личного счастья, любви на долгие годы, благополучия и крепкого здоровья. Радости и счастья Вам! А тебе, Володя, позволь тебя сегодня так по-отцовски, неофициально называть, желаю служебного и служебного роста. А для этого у тебя все имеется: образование, знание языков, а теперь, вот, и семья у тебя тоже есть. Вот и все, что я хотел для начала сказать. Что ж? Горько товарищи молодожены! Горько!
-Ура-а-а!!! Горь-ко! Горь-ко! Горь-ко! - кричат, вскочив, все гости.
Молодые крепко целуются. Долго не умолкает звон бокалов. Встает отец Марии. Одновременно с ним поднимается и наш переводчик для перевода. Кубинец усаживает его рукой на место.
- Не надо меня переводить, - просит отец Марии, - Здесь все прекрасно понимают по-кубински. Я, друзья, счастлив. И моя супруга тоже счастлива, потому что наша дочь встретила и полюбила такого хорошего русского парня, советского офицера как Бладимúр Ерчов. Желаем Вам, наши дети, большого счастья. Будь, дочка, верна и преданна своему мужу. Мы с матерью уверены, что у вас будет все хорошо, всю вашу длинную и радостную жизнь. Теперь наши дети, дети всех простых кубинцев, не только одних богатеев буржуев, получили возможность быть счастливыми, уважаемыми людьми, а не людьми второго сорта, как раньше. Теперь наши дети могут пользоваться теми же благами, какими ранее пользовались только богатые. Я рад видеть вас, наших детей, Болодю и Марию, счастливыми. Давайте же мы все выпьем за молодых. Счастья вам, детки, на долгие годы. Здоровья и благополучия, Болодья, вашим родителям. Жаль, что их здесь нет, но когда-нибудь мы с ними обязательно познакомимся. Как у вас принято говорить?
- Горько! - произносит военсоветник.
- Горико! Горико! - почти кричит отец Марии.
ВИА играет туш. Отец, мать, бабушка и дедушка Марии, а так же все гости аплодируют, так как молодые в очередной раз крепко целуются. Рытов подходит к Олегу:
-Ты готов?
- Валентин Михайлович, может не к месту? А?
- К месту! К месту! Это ж стихи о тех подругах и женах, которые ждут там, в Союзе, своих женихов и мужей.
Давай! Я тебя сейчас представлю. Это приказ.
Замполит Рытов идет на свое место и стучит вилкой по бокалу:
- Товарищи! Дорогие жених и невеста, вернее, теперь уже муж и жена! Я предоставляю слово сослуживцу нашего жениха Олегу Островскому, который нам прочитает стихи известного советского поэта и переводчика Сергея Гончаренко! Итак, Олег, смелее, смелее.
Звучат аплодисменты. Олег скромно поднимается из-за стола, неловко кланяется и тихо начинает читать стихи:

А в году за семь пол сотен дней.
За четыре дюжины недель.
До России - тридевять морей,
А в России - белая метель…

А в России - Белая пора.
По дворам сугробы - Набекрень.
Для тебя уже давно вчера
Мой еще не начавшийся День.

А в России - Белая земля.
Ты выходишь утром на порог
И не знаешь, Где я от тебя:
Толь на Запад, То ли на Восток.

Ну а здесь - Здесь бьет из-под земли пальма,
Как зеленый водомет.
Ну а здесь, в немыслимой дали,
Даже месяц задом наперед.

Здесь, на пышном пиршестве стихий
Сожжено все Матушкой-Зимой.
Бормочу я снова, как стихи,
От тебя последнее письмо.

Здесь как кубки Звонкие слова:
Сибоней, Ориенте, Мариэль.
Где-то там В кустах кычет сова.
До России Тридевять морей!

Оркестр играет вальс «Амурские волны». Молодожены кружатся в танце. К ним присоединяются и другие пары. Оркестр исполняет песню «Мой адрес Советский Союз».
Анатолий берет гитару, трогает струны. Владимир и Мария поднимаются из-за стола, подходят к нему.
- Толь, а давай нашу любимую! - просит Константин.
- Это какую? «Не уезжай»?
Анатолий перебирает струны, запевает. Константин, Владимир и Олег ему подпевают:

Сердце бьется в такт колесам, вырвется сейчас.
Подожди еще немного, подожди хоть час.

К поющим ребятам подходит кубинец с гитарой, другие пары молодых кубинцев и русских.

Все смешалось: море, ветер,
Солнце, небо - все на свете,
Ласка и разлука, и любовь.
Без тебя мне очень плохо.

Я сейчас глаза закрою.
Так, что из-под век забрызжет кровь.
Счастье вместе с болью ты принес.
Пусть растает боль под стук колес.

Не уезжай! Не уезжай!
Не уезжай! Не уезжай!
Сон все это или сказка, кто бы мне сказал!
Ну, скажите! Отчего не вижу больше милые глаза?

Хочешь небо или звезды? Хочешь зиму или весны?
Хочешь, я приду к тебе сама?

Но, ведь, я приду навечно. Руки положу на плечи.
Будешь пить любовь в моих глазах.
Мчусь неведомо куда –куда. А-а-а-а-а!
Вслед за мной беда, беда, беда, беда.

Не уезжай! Не уезжай!
Не уезжай! Не уезжай!

Пусть судьба неумолима! Пусть! Жестока к нам!
Я хочу вернуться к синим от ветров глазам.
У меня одна дорога. У меня одна тревога.
Руки, лишь одним верна я вам.

Понимаешь: очень много.
Вспоминаешь: так немного!
Никому тебя я не отдам!
Вечность… даже вечность пусть умрет!
Пусть ее любовь переживет!

Не уезжай! Не уезжай!
Не уезжай! Не уезжай!!!

О публикации

Маленькая повесть или большой рассказ "Под сенью карибских пальм" – художественный, а не документальный. Всё уже издано в моей книге киносценариев. Пусть читатели также ознакомятся и со сценарием телефильма "Amor". Сценарии целостней, чем рассказы. Они одобрены посольствами Кубы и нашим для съемок.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *