В память экипажа Ту-95РЦ, погибшего 4 августа 1976 года

23.01.2024 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:



4 августа 1976 г., пара советских самолётов-разведчиков ТУ-95РЦ (из гарнизона Краснознаменного Северного Флота Федотово (Кипелово, Вологда) выполняла трансокеанский перелёт по маршруту: Гавана (аэродром имени Хосе Марти, Куба) – Оленья (Оленегорск, "Высокий") (Кольский полуостров, Мурманская область, СССР). Экипажи самолётов выполняли задачу по контролю действий Второго атлантического флота ВМС США.
Через 6 ч. 20 мин. в районе Ньюфаундлендской банки, над нейтральными водами Саргассова моря, 180 миль южнее Бермудских островов (по российским данным, по американским - 230 миль юго-восточнее острова Ньюфаундленд) один из самолётов потерпел катастрофу.
Все 12 человек экипажа погибли: командир-пилот 1-го класса майор Красносельских А.И., помощник командира корабля капитан Гарынычев Ф.Е., штурман-навигатор 1-го класса капитан Бычков А.Ф., бортинженер капитан Скороходов Л.И., старший лейтенант Позняк В.А., старший лейтенант Васильев Н.Ф., старший лейтенант Лебедев Е.Н., прапорщик Трифонов М.Н., прапорщик Грибалев В.И., прапорщик Тараненко А.И., прапорщик Федяшов В.А. и военный бортпереводчик (выпускник ВИИЯ) Колибабчук В.М.
Ведомый экипаж, по команде с командного пункта ВВС КСФ, снизился до 300 м и вернулся обратно на Кубу.

smr01

В справке из "Сборника авиационных происшествий в авиации ВМФ" говорится: "4 августа 1976 года в 20 ч. 15 мин. при перелете Гавана-Оленья при изменении эшелона произошло внезапное сваливание самолёта в штопор. Экипаж хладнокровно предпринимал попытки для вывода самолёта из режима сваливания, но самолёт оставался неуправляемым, а возникшие перегрузки не позволили экипажу воспользоваться средствами спасения".
Результаты обработки информации свидетельствовали о появлении внешних возмущающих сил и стремлении экипажа парировать их во время перехода с 8700 на 9000 м. и при достижении вертикальной перегрузки 1,7-1,8 произошло сваливание. Падающий в Атлантику экипаж успел передать, что испытывает сильнейшие перегрузки и что штурвалы вырывает из рук.
В создавшейся аварийной обстановке экипаж предпринимал попытки вывода самолёта в режим горизонтального полёта, но он оставался неуправляем. Существенным недостатком самолёта ТУ-95РЦ было отсутствие катапультируемых кресел. Покидание передней кабины осуществлялось через нишу носовой стойки шасси. При этом её, естественно, необходимо было выпустить. Члены экипажа должны были добраться до выхода специальным транспортёром. Командир огневых установок и кормовой стрелок могли покинуть самолёт через индивидуальные люки вниз.
С корабля, принимавшего участие в спасательной операции ("Трефолев") визуально на ходу и на якоре было осмотрено более 30 квадратных километров дна. За советскими спасательными судами весь период работ вели наблюдение канадские корветы, сменяя друг друга через каждые десять дней, а с вертолётов велась киносъёмка работ.
18 сентября 1976 года в Саргассовом море на глубине 43 метров были найдены фрагменты самолёта и останки человеческих тел. Останки всех 12 членов экипажа были подняты, а затем похоронены по морскому обычаю, с соблюдением всех воинских почестей в точке: 43 градуса, 49 минут, 2 секунд северной широты, 49 градусов, 48 минут, 7 секунд западной долготы Атлантики.
Позднее, в гарнизоне Кипелово (Федотово) состоялось захоронение с воинскими почестями пустых гробов.

smr02

Комплекс установлен 23 февраля 1978 г. силами Министерства Революционных вооружённых сил (РВС) Кубы у автострады Гавана - Де-Лос-Баньос в пригороде Гаваны на месте захоронения 64 советских военнослужащих, погибших или умерших на территории Республики Куба, во время выполнения интернационального воинского долга в период с 1962 по 1964 гг. Останки четырёх советских воинов перевезены из города Сантьяго-де-Куба 28 февраля 2001 г. и торжественно перезахоронены. Всего в мемориальном комплексе покоится прах 68 солдат и офицеров, погибших при исполнении служебных обязанностей, от различных болезней, а также при ликвидации последствий урагана "Флора" в 1963 г. Стены по периметру служат символом победы Великой Октябрьской Социалистической революции в России 1917 г. и Революции 1959 года на Кубе. Единство идеалов двух стран выражено в советском и кубинском флагах, склонённых в честь покоящихся здесь воинов.
Барельеф двух рук с автоматом и лавровой ветвью воплощают братскую помощь Вооружённых Сил СССР и дань всего кубинского народа памяти советских воинов, погибших и умерших на Кубе.
Ежегодно 23 февраля, 9 мая и 7 ноября на территории комплекса проводятся торжественные церемонии возложения венков.

smr03



smr04

Первый ряд справа налево: старший группы российских военных специалистов в Республике Куба Герой Российской Федерации генерал-лейтенант А.Ю. Гущин, Первый заместитель Министра Революционных вооружённых сил Республики Куба Герой Республики Куба генерал армейского корпуса Альваро Лопес Мьера, Посол Российской Федерации в Республике Куба А.А. Гуськов.


smr05

Справа налево: военный атташе при Посольстве РФ в Республике Куба капитан 1 ранга Зубарев В.Н., советник начальника генерального штаба Герой Советского Союза и Герой Республики Куба лётчик-космонавт Республики Куба генерал бригады Арнальдо Тамайо Мендес, начальник политического управления РВС генерал бригады Хорхе Луис Мендес Де Ла Фе, старший группы российских военных специалистов в Республике Куба Герой Российской Федерации генерал-лейтенант А.Ю. Гущин, военный атташе при Посольстве Республики Беларусь полковник Д.Г. Гаврильчик, заместитель старшего группы российских военных специалистов в Республике Куба полковник А.В. Шаповаленко.


smr06

smr07

Огромное спасибо Василию Ковалёнку за предоставленный материал!

5 комментариев

    • Анатолий Дмитриев:

      Помним и чтим экипаж Ту-95РЦ, погибший над Атлантикой при выполнении боевого вылета Гавана-Оленья.
      Михаил Валерьевич, в тексте: "Всего в мемориальном комплексе покоится прах 68 солдат и офицеров, погибших в результате происшествий при исполнении служебных обязанностей, различных болезней, а также при ликвидации последствий урагана "Флора" в 1963 г."
      Правильно будет добавить в начале текста: "в результате боестолкновений с "контрас", ..."
      Есть свидетельства очевидцев: Яковлев Ю.В. - убит разрывной пулей, Шаров А.В. - погиб при обстреле "контрас", Трунов Б.М. - погиб от удара мачете, Мухатов Э.Р. - погиб при обстреле с катера "контрас", Грязнов Ю.Л. - убит на посту пулей снайпера.
      С уважением, Рядовой непризнанного Карибского фронта Анатолий Дмитриев, 31.01.2024.

      • Гаврилов Михаил:

        Здравствуйте, Анатолий Анатольевич!
        Возможно, правильней будет написать: "погибших при исполнении служебных обязанностей, от различных болезней, а также"

  • victor che:

    фотографии непонятно каких годов, на второй- наших военных явно меньше. чем в описании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *