Барабаш Олег Кондратьевич. Всю жизнь гвардеец – и на службе военной, и в трудовых битвах.

15.06.2023 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:



20 июня у Олега Кондратьевича День Рождения! Поздравляем!


Из книги "Непризнанные 2"


Станица Егорлыкская, Ростовская область
В 1962 году старший сержант, принимал участие в военно-стратегической операции «Анадырь». Министерством угольной промышленности СССР награжден знаком «Шахтерская слава» 3-х степеней, «Почетный шахтер». Является ветераном труда.


barb1

Барабаш Олег Кондратьевич

Родился 20 июня 1939 года в поселке Вахрушево-2 (рядом с Красным Лучом) Ворошиловградской области, Украинской ССР, в семье шахтеров.
Отец, Барабаш Кондрат Иванович, работник шахты 7/8. В 1941 году был призван в армию. В том же году погиб под Москвой. Мать – Крикунова Екатерина Андреевна, работник шахты 7/8, депутат двух созывов (считая период войны с фашистами) Верховного Совета Украинской ССР.
Детей у родителей на этот период было трое: я – старший и две сестрички-погодки. С 1941 по 1943 год семья находилась в эвакуации в городе Караганде Казахской ССР. Вернулись в поселок после освобождения Донбасса. Кругом была полная разруха, холодная и голодная пора. Жизнь стала налаживаться только после 1948 года.
Нас на иждивении мамы было трое. Затем еще родились сестра и самый младший брат.
В 1-й класс я пошел в 1947 году, в самый тяжелый период – был голод. Окончив семь классов, в связи с тяжелым семейным положением (в семье уже было четверо детей) я устроился в механический цех угольной шахты учеником слесаря. Это произошло в октябре 1954 года.
Рассчитан в августе 1955 года в связи с поступлением на учебу в двухгодичное горнопромышленное училище № 7 по специальности «машинист шахтных электровозов».
В период работы в мехцехе шахты и учебы в училище продолжал учебу в вечерней школе рабочей молодежи. Горнопромышленное училище окончил 5 июня 1957 года и получил диплом (аттестат) машиниста шахтных электровозов.
29 июня закончил учебу в вечерней школе рабочей молодежи с получением аттестата зрелости за 10 классов средней школы.
17 июня устроился на подземную работу шахты 7/8 треста «Краснолучуголь» машинистом электровоза. Проработал до 15 октября 1959 года. Затем был призван в Советскую армию. Служба проходила с 25 октября 1959 года по 11 марта 1963 года.
Начал службу в отдельном учебном танковом батальоне при в/ч 63116, который дислоцировался западнее Ленинграда. По окончании учебы мне было присвоено звание «младший сержант», военная специальность – командир танка.
Дальнейшая служба проходила в разведроте танкового полка, расположенного: Ленинградская область, Приозерский район, в/ч 15724. Это недалеко от границы с Финляндией. В разведроте было несколько взводов (от 4 до 5) военнослужащих-разведчиков на БТР и БРДМ, а также танковый взвод, на вооружении у которого сначала было 3 танка Т-52, а затем их заменили на 3 плавающих танка ПТ-76.
В разведроте танкового полка я прослужил до конца августа 1962 года. За этот период мне было присвоено звание сержанта, а затем старшего сержанта (после увольнения «стариков»), я был назначен заместителем командира танкового взвода. В конце августа-начале сентября пошли разговоры о крупном учении на севере страны с применением атомного оружия.


barb2

Во время службы в танковом полку на Дальнем Востоке. 1969 год.

В сентябре 1962 года разведрота была частично расформирована. Меня отправили во вновь создаваемое подразделение, которое дислоцировалось вдали от жилых мест, – на поляне посреди леса были развернуты несколько легких казарм и служебных помещений.
Когда я прибыл туда, военнослужащих там почти не было. В основном доставлялась гражданская техника: новые автомашины типа ГАЗ-66, легкие колесные трактора, ленточные перегружатели и много другой техники.
Затем стали прибывать офицерский состав и другие военнослужащие, стали организовывать работу взводы.
Что и как, никто ничего не знал. Все думали, что идет подготовка к учениям в северных областях страны. В подтверждение этого стали поступать ящики с теплым зимним обмундированием, комплекты полной химзащиты, изолированные противогазы и многое другое.
5–7 сентября (точно не помню) 1962 года мы со всей техникой и имуществом выдвинулись своим ходом до ближайшей железнодорожной станции (типа полустанка, почти безлюдного).
Там погрузили технику на платформы, сами разместились в вагонах (телятниках) и поехали в неизвестном направлении. Секретность во всем была неимоверная.
Прибыли в город Балтийск Калининградской области. Личный состав разместили в пустых казармах моряков.
Вокруг казармы стояли посты. Выходить никому нельзя без сопровождения и разрешения. Здесь нам выдали гражданскую одежду (в основном чешского производства). Мы все стали «гражданскими». В голове сотни мыслей и противоречий – развязки никакой.
Через двое суток многих из нас организованно доставили в военный порт, где мы грузили, устанавливали и крепили технику на заднюю палубу грузового судна «Маршал Говоров». В это же время сооружались деревянные трехъярусные нары в носовом трюме.
Мы видели, как на палубу соседнего судна грузили боевые катера, которые затем вокруг обивали досками, красили тару белой краской, а потом на ней черной краской крупными буквами писали «СВИНИНА».
В закрытой зоне начали циркулировать разные слухи, некоторые из которых позже подтвердились.
Когда погрузка была завершена, нас поместили на нары в трюм нашего сухогруза «Маршал Говоров», где мы и пробыли все 17 дней морского перехода.
Движение мы начали в ночное время. Шли Балтийским морем вдоль европейских государств, не смея выглянуть даже в туалет, который был наверху, а мы размещались в трюме. Условия были ужасные.
Когда вышли в Атлантику, нам разрешили группами выходить на палубу. Официально сообщили, что мы идем на Кубу (в качестве сельскохозяйственных работников).
У каждого из нас в голове постели на нарах был автомат Калашникова АК-47 и по три рожка с боевыми патронами, замотанными в плащ-палатку. Нас предупредили, что при любом конфликте мы не должны никого допустить на наш корабль. Мы были готовы ко всему. (Много лет спустя мы узнали, что с нами были особисты, которые при угрозе захвата корабля должны были взорвать наш сухогруз.)
На подходе к Острову Свободы нас встречали боевые самолеты американских ВВС, которые делали облет нашего сухогруза со всех сторон на бреющем полете. Когда мы прибыли в кубинский порт Гавану, то вскоре приступили к выгрузке.
После выгрузки, в вечернее время, колонны в сопровождении кубинской полиции доехали до места дислокации – на бывшую дачу диктатора Батиста. Там были подготовлены сборные щитовые деревянные домики-казармы, где мы все время находились.
Наше подразделение называлось «рота обслуживания».
Мы занимались разгрузкой советских судов, доставлявших грузы и продукты для Группы советских войск на Кубе (ГСВК). Все это доставляли автотранспортом на наши склады.
На разгрузку и доставку грузов, независимо военного или гражданского, мы возили с собой все те же автоматы, завернутые в плащ-палатки.
Нашу часть снаружи охраняли кубинские солдаты. Внутри, по периметру, мы патрулировали сами. Общались с кубинскими постами и часто делились с ними своими пайками.
На своей «базе» каждое утро проводили стрельбы из автоматов. Режим питания (очень качественных продуктов) был по расписанию.
Самый напряженный период был, по-моему, 22–24 октября 1962 года, когда США узнали, что на Кубе находятся советские ракеты.
В тот период мы двое суток находились в окопах, на рубеже, отведенном нам. После этого периода время пошло более спокойное. Напряжение немного спало.


barb3

На экскурсии в Гаване. На фоне Капитолия.

До Нового года, в декабре, и после Нового года, в январе – феврале, нас возили на какие-то пляжи, где мы с удовольствием купались, удивляя кубинцев – у них это время зима, очень холодно и им не до купания. Несколько раз возили нас в цирк, когда там выступали советские циркачи.
С Кубы возвращался в конце февраля 1963 года на пассажирском пароходе.
Уволен в запас 11 марта 1963 года. Прибыл домой 14 марта 1963 года. Устроился на шахту 7/8 «Краснолучуголь» на должность машиниста электровоза 18 апреля 1963 года.
27 августа 1963 года рассчитан в связи с поступлением в Днепропетровский горный институт имени Артема на дневное отделение. Окончил институт в июне 1968 года. По окончании горного института мне была присвоена квалификация «горный инженер-строитель». В горном институте была военная кафедра по изучению тактико-технических данных танкового подразделения по профилю командира взвода средних танков.
По окончании кафедры мне было присвоено воинское звание «лейтенант».
В этом же 1968 году я был призван в ряды Советской армии в качестве офицера для прохождения службы на Дальнем Востоке. В этот период между Китаем и СССР наблюдалась некоторая напряженность. Я был направлен в качестве командира танкового взвода в танковый кадрированный полк, который дислоцировался на юге озера Ханка, недалеко от границы с Китаем.
В этом полку вся боевая техника была на консервации. Следили за техникой только механики рот. За короткое время этот танковый полк был укомплектован резервистами. После расконсервации и ознакомления с боевой техникой – были проведены занятия.
В напряженный период 1969 года на острове Даманский наш танковый полк был поднят по тревоге и занял оборонительный рубеж, окопавшись в танковых окопах вдоль отведенного участка границы с Китаем. В боевых действиях мы не участвовали. Через полмесяца полк был снят со своих позиций и вернулся на место дислокации. На Дальнем Востоке я познакомился с женщиной, у которой были две девочки-близнецы. Расписался с нею в мае 1970 года.
В июне 1970 года был демобилизован из армии и все вместе, семьей, вернулись ко мне на Украину, в Вахрушево.
После короткого отдыха переехали в город Молодогвардейск Луганской области.
Несколько недель августа и сентября 1970 года – период необустроенности и мытарства, как с работой, так и с жильем. После нескольких проб и ошибок в конце августа 1970 года я был принят горным мастером на участок ВШТ (внутришахтный транспорт) шахты имени Н.П. Баракова.
Участок занимался доставкой угля в шахте от места погрузки до вертикального ствола, по которому специальные сосуды (скипы) выдавали уголь из шахты на поверхность.
Через год работы на участке ВШТ я был переведен по моему заявлению горным мастером добычного участка № 1.
Шахта, хотя была новой, дОбычей угля не блистала по причине сложных горногеологических условий и недостаточно надежной индивидуальной крепи.
На рабочих местах в лавах, где непосредственно велась добыча угля, часто случались аварии с обрушением кровли. В результате происходили травмы рабочих, иногда со смертельным исходом. Разбор завалов – очень трудозатратные и опасные работы, которые велись медленно; в итоге резко падала производительность труда по добыче угля. На шахте было 3 добычных участка: 1, 2 и 3 их номера.
Шахта по добыче угля имела небольшой план (от 1000 тонн до 1200 тонн в сутки) и часто его не выполняла.
Такая неуверенная работа длилась около пяти лет, до 1975 года.
С 1975 года на шахте стали внедрять совершенно новую высокопрочную, производительную и, что самое главное, безопасную технику. Это были новые металлоемкие комплексы, управляемые гидравликой. С такими комплексами шахта стала уверенно выполнять план – 2000 тонн угля в сутки. В 1977 году меня назначили заместителем начальника участка № 1.
По мере лучшего усвоения рабочими комплекса 2-МКЭ, а в него входят: крепь (для кровли), комбайн для выемки угля из пласта, металлический конвейер для транспортировки угля и многое другое, добыча угля на участках повышалась. Соответственно и шахта работала более устойчиво.
Начальник участка № 1 Умский Анатолий, замечательный по натуре человек, грамотный руководитель, увлекшись успешной добычей угля, допустил ряд просчетов. В конце 1977 года и начале 1978 года шахта немного сбавила темп добычи угля, так как была отработана добычная лава участка № 2. (Демонтаж старой и монтаж оборудования в новой лаве происходит примерно полтора месяца.) Чтобы восполнить добычу, директор шахты дает распоряжение начальникам двух участков давать добычу угля в ремонтные смены (которые всегда работают в одну смену, то есть утром). Это было ошибочное решение директора.
В ремонтную смену всегда устраняли обнаруженные неполадки крепи, комбайна и другой техники. Начальник участка № 1 не стал перечить директору шахты и постоянно пытался добывать уголь в ремонтную смену. Это очень скоро сказалось на гидравлике секции комплекса. Крепь перестала выдерживать необходимую нагрузку кровли и пошли по лаве небольшие завалы кровли, что снижало добычу. Участок № 1 перестал выполнять план по добыче угля.
Через 2 месяца провала добычи начальник участка № 1 вынужден был (по намеку директора) подать заявление на расчет.
До подбора нового начальника участка меня поставили исполнять обязанности начальника участка № 1 в феврале 1978 года. Я отказывался и вынужден был сказать директору шахты, что без капитального ремонта гидроклапанов и пультов управления крепи, а также замены рукавов высокого давления и многого другого – комплекс не готов к нормальной добыче угля. Необходимо было выполнить очень большой объем ремонтных работ. Объединение шахтоуправления выделило звено монтажников и необходимое количество запасных частей; участок продолжал давать небольшую, посильную добычу, но все ремонтные смены были использованы только для ремонта. За 2 недели монтажники и слесари участка выполнили качественный ремонт всего комплекса.
На следующий месяц был выполнен план добычи угля. В дальнейшем срыва плана по добыче угля не происходило вплоть до 1989 года.
Меня в марте 1978 года утвердили на должность начальника участка № 1, где я и отработал до конца 1989 года (до начала развала СССР).
За период работы начальником добычного участка (1978–1989 годы) имел многочисленные награды: производственного объединения «Краснодонуголь» (почетные грамоты и премии), Министерства угольной промышленности СССР – полный комплект шахтерского ордена Славы (все три степени); правительственные награды «Почетный шахтер» и «Орден почета», медаль «Ветеран труда».
В 1989 году в связи с выходом на шахтерскую пенсию уволился с должности начальника участка. В этом же году, на этой же шахте, устроился на участок ВТБ (участок вентиляции и техники безопасности) горным мастером.
Рассчитался с шахты Н.П. Баракова окончательно 12 июня 1996 года. Переехал с супругой Барабаш Клавдией Андреевной на ее родину в станицу Егорлыкскую Ростовской области. Впервые станицу Егорлыкскую посетил в 1970 году. Еще тогда меня поразила ее упрощенная красота, правильная планировка, не увидел сильно обезображенных строений.
Проживаю в станице по настоящее время. Правда, я перенес страшную для меня трагедию – 27 июля 2021 года ушла навсегда моя любимая супруга, которая не выдержала коварную болезнь COVID-19.
С супругой мы прожили 51 год. За этот период жизни были у нас и трудности, и невзгоды, которые мы успешно преодолели. В основном же было очень много счастливых периодов и событий, которые сопутствовали нам почти весь период нашей совместной жизни. С Клавой мы жили душа в душу. Если чего я добился в жизни и на производстве, то это только благодаря ей. Она создавала атмосферу спокойствия и благополучия в семье.
Сейчас коротаю дни. Поддерживают дети и внуки. Сколько отпустит еще мать-природа жизни – никому не ведомо.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *