- Советский человек на Кубе - https://cubanos.ru -

Толоковой Михаил Иустинович. Тайфун "Флора"

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [9]





Из книги "Непризнанные 2 [10]"


г. Волгоград
Толоковой Михаил Иустинович – майор в отставке, участник Великой Отечественной войны и военно-стратегической операции «Анадырь» (1962–1963 гг.). За участие в операции «Анадырь» награжден Грамотой Президиума Верховного Совета СССР и знаком «Воину-интернационалисту». Правительство Республики Куба наградило его медалью «Воин-интернационалист» 1-й степени, имеет Почётную грамоту министра Революционных вооруженных сил Кубы Рауля Кастро.


tlk1 [11]

Фото 1. М.И. Толоковой. 14 июля 2022 года. Снимок сделан специально книги "Непризнанные II".

Яркая и героическая страница пребывания советских войск на Кубе случилась
через год после военного противостояния, названного Карибским кризисом. Это спасение советскими военнослужащими кубинцев во время урагана «Флора». Спасали с угрозой собственной жизни, удалось спасти многих. Интересно рассказал об этом в своих воспоминаниях ветеран Карибского кризиса, тогда капитан, Толоковой Михаил Иустинович. Человек непростой судьбы, одаренный и интересный. Наше повествование позволяет всего лишь кратко представить его.
Родился в 1929 году. Во время войны несовершеннолетним оказался на оккупированной территории. Конечно, хлебнул лиха. Но он не плыл по течению пассивно, принимал участие в борьбе с оккупантами, помогал партизанам. Когда почти достиг совершеннолетия, поступил на военную службу, был зачислен в военное училище и навсегда связал свою жизнь с Советской армией.
Интересная деталь: А.А. Ряпенко и М.И. Толоковой служили в одном дивизионе – знаменитом 4-м дивизионе И.М. Герченова, который сбил самолет-шпион U-2. Но ведь ни дивизион, ни полк (Гусейнова) не были инкубаторами по выращиванию героев или вузами по воспитанию патриотов Родины. Обычная воинская часть, даже никакая не элитная, обычный воинский коллектив, обычные советские люди. Соль в том, что они были Советскими людьми, патриотами. Таков был тогда дух времени.
С любезного согласия автора текст перепечатан из его книги «Судьба ветерана», он доработан автором для публикации в данной книге.

Летом 1963 г. из Гаити над Кубой пронесся ураганный ветер с проливным тропическим дождeм, сметая на своeм пути вековые деревья и жилые дома. [Об ураганах – см. Приложение 1 [12]. Здесь и далее в квадратных скобках примечания редактора.]
Ураган «Флора» унeс бурным течением воды и сильным шквальным ветром солдатские разборные деревянные домики-«казармы». Личный состав штаба полка с трудом успел спасти свои постельные принадлежности, перебраться на офицерскую виллу и в бетонное служебное здание штаба полка. Солдаты размещались в коридорах, на лестницах – всюду, где могли спасти свою жизнь от урагана.
Была затоплена значительная часть восточной и центральной территории Кубы. В некоторых местах уровень воды достигал трехметровой и более высоты. Через три дня ветер стал утихать, но дождь продолжал лить как из ведра. Командир части [507-го ЗРП 27-й дивизии ПВО] полковник Ю.С. Гусейнов вызвал меня к себе в кабинет и поставил передо мной ответственную боевую задачу по спасению кубинского населения от наводнения. В моe распоряжение командир выделил артиллерийский тягач [типа АТС-59, см. Приложение 2 [13]], водителя и старшего сержанта сверхсрочной службы Панченко и отправил нас в распоряжение администрации города Виктория-де-Лас-Тунас. Мэр города выделил нам в помощь четверых чернокожих солдат Кубинской Революционной армии и направил нас в один из поселков, на сахарный завод, где укрывалось от урагана множество людей. [Такой состав помощников – чисто случаен, не является чем-то необычным для Кубы. О кубинской нации – см. Приложение 3 [14].]
Вокруг бурлила вода, порой заливало радиатор тягача. Почти целый день мы преодолевали дистанцию 40 километров. Для того чтобы не сойти с асфальта, я распорядился привязать к радиатору веревкой самого высокорослого кубинского солдата, который шел впереди тягача и длинной палкой осуществлял замеры уровня воды и нащупывал асфальт. Ориентировались только по вершинам посаженных вдоль асфальта деревьев. Течение воды было настолько быстрым, что кубинцы в шутку называли это «русской Волгой». Наконец-то к вечеру мы добрались до сахарного завода
[О сахарном заводе и сахарном тростнике – см. Приложение 4 [15].] Там увидели промокших до нитки, голодных, измученных детей, женщин и стариков; убитых горем людей, у которых появилась надежда жить.
Мы стали по одному переводить, а кое-кого переносить на руках, на наш тягач. Вдруг раздался истошный крик беременной женщины, провалившейся в открытый канализационный люк. Недолго раздумывая, старший сержант Панченко бросился ей на помощь, спустился быстро по веревке в люк, спас жизнь кубинке и еe будущему ребенку. С территории сахарного завода в город Виктория-де-Лас-Тунас нами было вывезено свыше 60 кубинцев. Возвратившись с завода, мы получили новое задание от мэра города, который направил нас в другое село для спасения людей и оказания им помощи.
Ветер в это время стих, а дождь продолжал идти. Сначала мы двигались по асфальтированной дороге, а затем свернули на проселочную грунтовую дорогу, через пальмовую рощу, где нас застала тeмная ночь. С дороги вынуждены были сойти, поскольку уровень воды в этой местности не превышал одного метра. Густо посаженные деревья и высокий уровень воды мешали движению тягача вперёд, к намеченной цели. До посёлка осталось около километра. Тягач остановили, и мы посоветовались между собой, как нам лучше добраться до указанного посёлка. В это время водитель тягача заболел [возможно, пищевое отравление]. Один из кубинских солдат предложил идти пешим ходом, а водные преграды преодолевать вплавь. Со словами: «Патриа о муэрте, венсеремос!» («Родина или смерть, мы победим!») [лозунги кубинской революции] он бросился в воду. Его инициативу поддержали остальные кубинские солдаты и старший сержант Панченко. [К тому времени в группу спасателей добавился доброволец, настоящий советский сельскохозяйственный специалист – агроном, работавший в местном сельхозкооперативе. Он принимал активное участие в спасательных работах. К сожалению, его имя не сохранилось.] В тот момент я не мог оставить больного водителя одного и остался вместе с ним на тягаче.
Через 5 часов вдруг где-то вдали в лесистой местности раздались крики, шум
и плач детей. Засверкали огоньки. Это возвращались наши товарищи к тягачу. С зажжёнными факелами перевозили они на плотах по воде сквозь пальмовую рощу детей, женщин и стариков, снятых с крыш домиков [Из трёх стволов пальм они сделали плот для транспортировки маломобильных людей, как сказали бы теперь.].
В 4 часа утра было ещё темно, шёл небольшой дождь, началась погрузка спасённых людей на тягач. В кабину я брал маленьких детей, а солдат и взрослых кубинцев отправлял в кузов. Вижу, кубинец несёт на руках свою жену в кабину, но я не разрешил, так как она [кабина] была сильно перегружена детишками, двое детей сидело у меня на руках. По инструкции кузов рассчитан на 40 посадочных мест, а в нём уже было 80 человек.
В 4 часа 30 минут утра мы тронулись в путь в направлении города со скоростью 15–20 км/час. Вдруг через 10 километров от начала движения раздался крик, шум и стук по кабине. Тягач остановили. Спрашиваю: «В чём дело?» Последовал ответ, что у одной из женщин начались родовые схватки.
Вблизи от нас в окне одного из домиков светилась электролампа. Кубинцы сняли женщину с кузова тягача и унесли в домик, где и произошли роды.
Это была та кубинка, которую еe муж пытался посадить в кабину, но я не разрешил из-за того, что в ней не было места. Ко всему этому я не знал о еe беременности. Наконец-то мы доставили спасённых людей к месту назначения в город Виктория-де-Лас Тунас.


tlk2 [16]

Фото 2. Фото подарено компаньеро руссо М.И. Толоковому после спасения его командой из семи человек детей, женщин и стариков в период урагана «Флора» от companerito Cubano Alberto [маленького кубинского компаньеро Альберто].

Наша спасательная команда, проведя без отдыха несколько бессонных ночей, приступила к выполнению следующего задания. Мэр города отправил нас на оказание помощи по спасению людей в посёлок, где проживало 57 семей, в том числе семья нашего спасателя, чернокожего кубинского солдата. Постепенно погода стала улучшаться, из-за туч выглянуло солнышко, прекратился дождь, было безветренно, вода постепенно ушла в Карибское море.
К вечеру мы добрались до посёлка и увидели там одного мужчину, который, по его рассказу, спасся на крыше своего дома. От угла крыши домика и до близкой пальмы была протянута верёвка, по которой он передвигался и тем самым сумел сохранить себе жизнь. В этом посёлке спасать было уже некого, поскольку все жители домов утонули. Увидели на месте жуткую картину. Занесенные землёй трупы людей под кустами уже начали разлагаться. Видны были их руки, ноги и головы. Вдруг кубинский солдат из моей команды увидел из-под земли голову своего 19-летнего брата и горько заплакал. Других членов своей семьи он не нашёл.
В этом посёлке мы спасли только одного кубинца, который нас очень благодарил и говорил: «Русские – это наши спасители».
По рассказам кубинцев, ураган «Флора» унeс жизни более 1200 человек, 8 тысяч голов крупного рогатого скота, разрушил тысячи жилых домиков.
Из полка Ю.С. Гусейнова был затоплен один дивизион, которым командовал майор А.М. Моторный. Место дислокации его было в провинции Камагуэй. Общее руководство спасением личного состава и боевой техники от бушующей стихии осуществлял первый заместитель командира 27-й дивизии ПВО, Герой Советского Союза полковник Кубати Локманович Карданов. Своим помощником он назначил начальника 117-й лаборатории по ремонту измерительных приборов капитана Бориса Михайловича Полякова, выделив в его распоряжение две боевые машины для перевозки пострадавших людей 1-го дивизиона. Сам лично полковник К.Л. Карданов на двух амфибиях (плавающих машинах) принимал непосредственное участие в спасении личного состава дивизиона от затопления. Посылал туда вертолёты с продовольствием и одеждой, а также самолёт с продуктами, с которого сбрасывали ящики с печеньем и консервами, но не всё досталось пострадавшим, поскольку ящики с продовольствием были унесены бурным течением воды. Б.М. Поляков по рации из командного пункта передавал лётчикам вертолётов и самолёта координаты дислокации дивизиона, подъезжал к месту приземления вертолёта с пострадавшими от стихии людьми, перегружал их из вертолёта в машины и увозил в военный госпиталь. Там врачи оказывали им неотложную медицинскую помощь. Через неделю личный состав 1-го дивизиона полка Ю.С. Гусейнова был в строю и продолжал нести боевую вахту.
За активные действия по спасению людей и техники 1-го дивизиона К.Л. Карданову и Б.М. Полякову командиром 27-й дивизии ПВО генерал-майором Воронковым была объявлена благодарность. Мне вручили Почётную грамоту министра обороны Кубы Рауля Кастро, и приказом командира части также объявлена благодарность. Кроме того, я и Б.М. Поляков были представлены к правительственным наградам – медалям «за проявленное мужество при спасении людей от бушующей стихии "Флора"». Однако по неизвестным причинам нам они не были вручены.
Тайфун с названием «Флора» принёс многочисленные разрушения и страдания
кубинскому народу. Премьер-министр Кубы Фидель Кастро, принимая активное участие в ликвидации его последствий, едва не утонул при спасении людей. Его катер под ударом мощной волны опрокинулся. Избежать трагедии позволила своевременная помощь русского сержанта, который не задумываясь нырнул в воду и спас его.
Впоследствии за совершённый подвиг русский сержант был им лично награждён ценным подарком.


Приложение 1. Об ураганах

На планете постоянно бушуют ураганы, особенно в тропической зоне, где они более часты и наиболее разрушительны, до экологических катастроф. Их называют также тайфунами, кубинцы – циклонами. Это – грозные явления природы, в которых бушуют ветры очень высокой скорости (свыше 24 м/сек), они имеют громадную разрушительную силу. Плюс к тому постоянный ливень с грозой, могут сопровождаться смерчами – воздушными «волчками», засасывающими всё живое и мёртвое на своeм пути. Самым разрушительным (их бывает до сотни в год) присваиваются имена собственные. ММО – Международная метеорологическая организация, в которую входят практически все страны Земли, ежегодно публикует список имён ураганов будущего года. Он формируется из следующих по алфавиту женских имён, предлагаемых странами-членами ММО; теперь в списке М/Ж чередуются. В 1963 году «Флора» (по кубинской терминологии циклон «Флора») свирепствовала на Кубе (в еe восточной части и в центральной) 10 дней – с 30 сентября по 9 октября. Скорость ветра была 60 м/сек, до 65 и даже достигала 70 м/сек. Страшные величины! Погибло более 1200 человек, более 175 тысяч остались без крова. Затоплена и надолго превратилась в болото центральная зона острова Куба. Погибло более миллиона коров (они пасутся и постоянно находятся на огороженных участках пастбищ, бежать им некуда). Погиб весь урожай кофе (большая экспортная ценность страны). Ущерб составил сотни миллионов песо (национальная валюта). Советские воинские части тоже имели большие проблемы: были разрушены проводные сети связи, повреждены либо уничтожены постройки, имущество; имелись погибшие. Всех и всё бросили на устранение последствий урагана. В первую очередь, спасали кубинцев, которые сумели выжить во время первого удара стихии на крышах, либо на деревьях и на возвышенных местах (кому повезло). Прошло шестьдесят лет, но «Флору» на Кубе помнят.

Приложение 2. Об АТС-59

Артиллерийский тягач средний, модель 1959 года. (Выпускали ещё лёгкие и тяжёлые). Создан на базе танка Т-54 (не Т-34), но кабина от грузовика ЗИС-150. Гусеничный.
Габариты: 6,28х2,78х2,30 (по верху кабины) м.
Клиренс 42,5 см.
Колея 2,20 м.
Снаряжённая масса 13.200 кг.
Силовая установка 300 л.с.
Скорость максимальная по шоссе с полной нагрузкой 39 км/час.
Запас хода с полной нагрузкой и прицепом (с дополнительными топливными баками): по шоссе 730 км; по грунту 500 км.
Допустимая крутизна преодолеваемого склона при движении без прицепа 35 градусов; крен 25 градусов.
Глубина брода 1,1 м.
Грузоподъёмность: допустимая масса груза для перевозки в кузове 3 тонны; предельный вес прицепа 14 тонн.
Вездеход-тягач АТС-59 хорошо зарекомендовал себя в войсках, он очень надёжен и неприхотлив. Отмечен единственный его недостаток – тесная кабина (на 2 человека), устранён в новых модификациях. На грузовой платформе имеются откидные скамейки для 14 человек. Сверху от непогоды кузов мог укрываться непромокаемым тентом с окнами (у Толокового был без тента). Завод-производитель КМЗ (Курганский машиностроительный).

Приложение 3. О кубинской нации

Необходимо кратко пояснить формирование кубинской нации, иначе не будут понятны некоторые особенности бытия советских людей на Кубе.
Остров Кубу открыл Христофор Колумб 28 октября 1492 года во время его первого путешествия. Он считал, что открыл материк, о его ошибке узнали только в 1508 году, когда Себастьян де Окампо обошёл на корабле вокруг острова (слишком велика Куба: длина более 1100 километров с востока на запад и до 260 километров в ширину, север-юг). Коренным населением были индейцы, краснокожие. До них добрались конкистадоры (завоеватели), когда на Кубе начали развивать производство экзотических для Европы товаров: сахар из тростника, канаты и текстиль для парусов из юкки, табак и т.д. Работа на плантациях требовала тяжёлого труда множества рабочих рук. Индейцы не были приспособлены к такой жизни и массово вымирали. Белые хозяева-рабовладельцы нашли им замену – чернокожих рабов из Африки, которых миллионами везли в Америку. В годы мировых потрясений: Первой мировой войны, революции и гражданской войны в России, Второй мировой войны, когда вихри массовых миграций носили по планете миллионы людей, на Кубу хлынули потоки людей белого цвета кожи. А ещe: в конце XIX – начале XX века на Кубе оседали китайцы, японцы, индусы (жёлтая раса), которым был запрещён въезд в США. Поэтому на Кубе были представители всех рас планеты Земля и среди них представители многих народов. Всё это великое сообщество десятки и сотни лет проживало совместно, взаимопроникая и ассимилируясь во всём: этнически, язык, религия, культура. В результате этих процессов сложилась своеобразная нация, кубинская, государственный язык – испанский, он близок литературному испанскому. Внешне кубинское общество напоминает иллюстрацию для этнографического музея: белые (меньшинство), негры (они ведь тоже – дети многих народов), изредка жёлтые, кубинские краснокожие растворились во мгле веков. Очень много мулатов и метисов, т.е. людей, у которых предки были представителями каких-то рас и народов. Все живут мирно и нормально уживаются, хотя до революции сегрегация была распространена. Все советские люди были для кубинцев РУССКИМИ. Отношение мы-они было очень тёплое и дружественное (за редким исключением). Мы со всеми общались нормально, примерно как общались в Советском Союзе люди разных национальностей.

Приложение 4. О сахарном заводе и сахарном тростнике

Это всегда производственные постройки и посёлок жилых домов рабочих этого завода, а вокруг – поля (плантации по-кубински) сахарного тростника. Сахарный тростник растёт стеной высотой полтора-два метра; внешне напоминает заросли камыша. Само растение примерно, как гибрид камыша с кукурузой: ствол с перемычками и твердой корой; листья длинные сужающиеся; внутренность заполнена сладкой полужидкой массой.
Каждый завод имеет название, подобно обычным населённым пунктам.

1 комментарий (Открыт | Закрыть)

1 комментарий На "Толоковой Михаил Иустинович. Тайфун "Флора""

#1 Комментарий Автор: Гаврилов Михаил - 23.03.2023 @ 10:29

Продолжаю публикацию из книги
"Непризнанные 2"
Подробности о ней - [10]