- Советский человек на Кубе - https://cubanos.ru -

Красильникова Ирина. Глазами туристки, декабрь 1968

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [9]

Первоисточник [10]

(все фотографии - кликабельны, если кликнуть на любой снимок левой кнопкой мыши, он откроется в полноформатном изображении в отдельном окне)

kra12 [11]

В декабре 1968 года группа туристов из разных регионов Советского Союза, в том числе Галина Красильникова из Мончегорска, отправилась в поездку на Кубу. Воспоминаниями об этом путешествии она поделилась с региональным отделением Российского общества дружбы с Кубой.

Из зимы в лето

Самолет с советскими туристами вылетал из аэропорта Шереметьево. В те годы это был единый аэропорт — и для внутренних вылетов, и для международных. В Москве был мороз 25 градусов, многие оставили свои теплые вещи в аэропорту до возвращения. Но не все. Некоторые не поверили, что где-то может быть так тепло зимой, что одежда не понадобится.

Летели по маршруту Москва-Алжир-Гавана. Перелет длился 7 часов. В Алжир прилетели ночью, там мы с изумлением любовались великолепными розами. Через полтора часа мы полетели в Гавану. Восхитил полет над океаном, где накануне случился большой шторм. Через 13 часов мы увидели Гавану из иллюминаторов. Как красивы были пальмы, похожие на зеленые столбики! Прозвучало объявление, что в Гаване температура воздуха +26ОС, воды в океане +28ОС. Это сообщение даже расстроило туристов, экипированных по-зимнему. Автобусом нас доставили в гостиницу "Дувиль" на набережной Малекон и объявили, что на шестом этаже расположен бассейн, можно им воспользоваться прямо сейчас. Вся группа до обеда помчалась туда. А ночью мы слушали шум океана — стекол в окнах не было, только жалюзи.

kra02 [12]

После обеда нас повезли на пляж Санта-Мария. Мы испытали всю прелесть скорости движения кубинских автобусов и оценили мастерство водителей, не снижавших скорость даже на поворотах. Конечно, от океана мы были в восторге. Очень не повезло нашей туристке — опытной ныряльщице из Советской Гавани (Хабаровский край). Во время плавания ее руки и ноги задела голубая медуза. Сразу появился ожог, похожий на крапивный. Всей группой спасали пострадавшую, оттирая сырым песком голубые щупальца — даже у спасателей после этой "операции" горели руки. Последствия прошли за 2 дня. Нам рассказали, что накануне от медузы пострадал молодой человек из Азербайджана: ожог был таким сильным, что парня отправили в госпиталь.

kra03 [13]

kra04 [14]

В один из последующих дней состоялась экскурсия по Гаване и в музей Хемингуэя Вторая экскурсия произвела неизгладимое впечатление. Кто-то сказал, что в доме живет кошка, что жила в доме еще при жизни писателя, сидела у него на руках. Мы принялись искать ее, но не нашли — надежно спряталась. Затем — экскурсия на табачную фабрику. На меня она не произвела особого впечатления: удручил терпкий запах. Помню, пожалели работниц. В подарок получили по сигаре, которую потом курили гости моей семьи уже в Мончегорске. Еще мы попали на выставку картин абстракционистов. В СССР тогда эти художники были не в чести. Честно признаюсь: не прониклась творчеством художников этого направления.

Потом наша группа поехала в Варадеро, где был отдых в полном смысле этого слова: днем — океан, вечером — ресторан и танцы до упада. Я засматривалась, как красиво танцуют кубинцы, особенно восхищало исполнение танго. Нас свозили на экскурсию на виллу Дюпона (американский миллионер). Там все осталось, как при прежнем хозяине: обстановка, семейные фотографии на стенах. Единственное нововведение — бар на 1 этаже. Экскурсовод объяснил, чем примечательно здание. Оно построено из дерева, что большая редкость на Кубе, где все здания каменные. Дюпон был так богат, что мог себе позволить себе постройку дома из ценных пород, которое не по зубам древоточцам. Дюпон уехал в Соединенные Штаты, а в доме остался его верный слуга — хранитель дома. Правительство разрешило ему охранять дом.

kra05 [15]

kra06 [16]

Следующим городом по маршруту стал Сьенфуэгос. Наш автобус ехал по замечательной дороге, по мостам через ущелья.

kra07 [17]

В Сьенфуэгосе мы посетили порт, где сахаром загружали наше судно "Новоалтайск". Были удивлены, что сахар грузили лопатами с причала, как стройматериалы. Сахарный песок по ленте полз в трюм судна. Он был коричневого цвета. В СССР сахар подвергался обработке. В одном из морских ресторанов нас накормили блюдом из игуаны, но из чего блюдо было приготовлено, мы узнали только после ужина. Хотели повторить такой ужин в Гаване, на прощание, но переводчик Оксана (она три года работала на Кубе) сказала, что это слишком дорогое удовольствие, и мы лишимся десерта. А на десерт обычно были очень вкусные и красиво оформленные фрукты.

kra08 [18]

На одной из гаванских улиц произошло интересное событие. Из подъезда здания, возле которого в это время оказалась наша группа, вышли две женщины — помоложе и постарше. Оксана сказала нам: "Одна из них — жена Рауля Кастро — Вильма Эспин". Мы вступили в общение. Вильма была очень любезна, охотно сфотографировалась с нами, интересовалась, нравится ли нам на Кубе. Вильма происходила из богатой семьи, и все свои ценности пожертвовала Революции.

kra09 [19]

Группа советских туристов с женой Рауля Кастро Вильмой Эспин

Прилив адреналина вызвало посещение крокодиловой фермы — огромной территории, заполненной крокодилами, сосчитать которых было невозможно. Зубы у крокодилов устрашающего вида, а хвостами они прозводили такие мощные удары, что запросто могли снести ограждающую решетку. Ферму охраняло большое количество персонала.

На ферму прибыли на катере, а над нами летали с одной стороны канала на другую розовые фламинго, в таких же количествах, как наши городские голуби, только другого цвета и гораздо большего размера.

kra10 [20]

kra11 [21]

На улицах Гаваны нас разглядывали местные жители, а мы их. На улицах люди танцевали, торговали какими-то дудочками, играли на гитарах.

Сувениры можно было приобрести в гостинице "Гавана-либре", открытки мы купили в нашей гостинице. Открытки мы покупали и по просьбе наших соотечественников, работавших в Гаване: им сувенирную продукцию не продавали.

kra13 [22]

kra14 [23]

Поездка на Кубу была настоящей сказкой. Поразила непритворная доброжелательность кубинцев. Они восхищались нами: "О, советико!". Единственное, чего местные жители не могли понять и принять, так это наши купания в декабрьском океане. Местные жители были одеты в теплые свитера и куртки. Помню, как они говорили: "У русских две зимы: белая и зеленая, а на Кубе два зеленых лета". С Кубы мы вновь полетели в Алжир…

Прошло 48 лет со времени поездки, многое изменилось, но воспоминания о посещении этой удивительной страны радуют меня всегда.

Галина КРАСИЛЬНИКОВА, Мончегорск

Текст предоставлен региональным отделением Российского
общества дружбы с Кубой в Мурманской области

Фото из архива Галины КРАСИЛЬНИКОВОЙ

2 комментария (Открыт | Закрыть)

2 комментария На "Красильникова Ирина. Глазами туристки, декабрь 1968"

#1 Комментарий Автор: Гаврилов Михаил - 14.05.2022 @ 18:46

Цитата:

#2 Комментарий Автор: Константин 66-68 - 15.05.2022 @ 20:05

Хорошо, но мало! Разминулись мы с Ириной К. всего на полгода (шучу). Хотелось бы узнать немного про состав группы, стоимость путёвки и другие бытовые подробности. Для того времени это необыкновенное путешествие!