Болтенко Борис Ильич. Снимки с сухогруза "Иван Ползунов" (и не только), ноябрь 1962 года

03.01.2022 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:


Первоисточник - http://letopis-cuba.ru/items/show/2086

Фотографии были переданы Андрею Синягину дочерью Б.И. Болтенко Лидией Юрьевой и внуком Петром Скутиным и опубликованы на сайте "Народная летопись дружбы с Кубой".

bl00


Борис Ильич Болтенко (1924-1963) участвовал в операции "Анадырь" в звании инженер-майора в должности заместителя начальника и главного инженера 331 РТБ.
Подробнее об этом смотрите:
Синельников А.Н., фильм "Белое пятно Карибского кризиса".
Гудым В.И. Стратегическая операция "Анадырь". Как это было на самом деле.


История вопроса

"…полным ходом шли работы по демонтажу стартовых позиций и подготовка к вывозу ракет и оборудования. Погрузка ракет на суда началась 5 ноября. Восемь судов: "Дивногорск" (4 ракеты), "Братск" (2 ракеты), "Иван Ползунов" (5 ракет), "Лабинск" (2 ракеты), "Михаил Аносов" (8 ракет), "Волголес" (7 ракет), "Физик Курчатов" (6 ракет), "Ленинский Комсомол" (8 ракет) 5—9 ноября отошли от причала порта Касильда ["Дивногорск" и "Иван Ползунов" от причала порта Мариель, уточнение Гудыма В.И.] и взяли курс на СССР. Началась операция по возвращению советских войск домой.
Ф. Кастро категорически отверг возможность проведения международной инспекции под эгидой ООН даже в пределах морских границ Кубы, Он был прав — не было выработано четкой и ясной процедуры подобной инспекции. Все сводилось к тому, что дипломаты должны были посетить места стартовых позиций и засвидетельствовать, что там все демонтировано, произведя фотокиносъемку. Подобную инспекцию американцы всегда бы могли поставить под сомнение. Так что Ф. Кастро правильно сделал, что никого не допустил. В конце концов, советская сторона договорилась с американской пересчитать ракеты в море, пройдя унизительную процедуру, которую не хотели выполнять многие наши капитаны.
Все ракеты располагались на верхних палубах в зачехленном состоянии. Американские военные корабли подходили к судну и требовали снять чехлы с ракет. Производили пересчет ракет и их фотографирование. Было две попытки со стороны американцев непосредственно подняться на борт судов, но они были пресечены советской стороной. Так что несчастные ракеты на Кубу шли, спрятанные в трюмах, а обратно — с ветерком и морской солью".

Из книги "Белые пятна Карибского кризиса"

Сухогруз "Иван Ползунов" и эсминец DD-878 "Висоул"

12 цветных фотографий из журнала Life

Первоисточник
Я позволил себе "подрезать" снимки, в материале с ЖЖ есть ссылки на все фото-оригиналы из журнала "Life".

1.

life01

2.

life02

3.

life03

4.

life04

5.

life05

6.

life07

7.

life06

8.

life08

9.

life09

10.

life10

11.

life11

12.

life12

[свернуть]


Фотографии из архива Романова Сергея Константиновича

Снимки с сухогруза "Иван Ползунов" с пояснениями.


Фотографии из архива Болтенко Бориса Ильича

Комментарий Виктора Ивановича Гудыма

После убытия Сергея Константиновича Романова на "Александровске" 5.11.62 г. (из порта Мариель") Борис Ильич Болтенко, и.о. начальника 331-й РТБ, должен был обеспечить вывоз оставшихся личного состава и техники части. Он убыл, скорее всего, одним из последних эшелонов в конце ноября - начале декабря 62-го года.
Мне было поручено руководить изготовлением фотографий, начиная с проявления плёнок и кончая высушиванием готовых. В помощь мне выделили шестерых, подлежащих увольнению, сержантов, которые занимались закупкой реактивов, фотобумаги, чистой воды и попарно дежурили в кунге, стоявшем в автопарке. Там проявляли, промывали, фиксировали, промывали и сушили готовые фотографии. Количество снимков заказывалось "потребителями". Эта наша группа изготовила более 600 фотографий с 13 плёнок (Моих было две. К сожалению, их теперь не вернуть. Пока я был во Вьетнаме, мои малолетние сыновья вскрыли тумбочку и сделали из плёнок "дымовушки").
Неудивительно, что некоторые из тех фотографий оказались в архивах Романова и Болтенко. Но не все архивные фото мои, даже те, которые сделаны с борта "Ивана Ползунова", например, фотографии 5, 6 и 7 (именно в таком порядке приближался эсминец № 878). Увидел я его только в положении фото 8, когда нас разбудил сильно усиленный мегафоном почти левитановский голос: "Доброе утро!" и мы высыпали на палубу спросонья, кто в чём. Американские моряки - парни разного цвета кожи - в парадной форме стояли вдоль борта корабля по принятой у них стойке "смирно" (руки за спину, ноги на ширине плеч).
В досмотре "Ивана Ползунова" участвовал только вертолёт, для которого по мегафонной просьбе с эсминца № 878 мы расстёгивали края брезентовых чехлов ракет, а на просьбу вскрыть гермочехлы наши командиры ответили отказом. Тогда американцы удовлетворились съёмкой расчехлённых таким образом ракет, для чего вертолёт с бортовым № 4258 заходил с левого и правого бортов не снижающего хода "Ивана Ползунова". Оператор кинокамеры (его хорошо видно на фотографиях 10 и 11), видно, устав от непосильного труда, сел на складной стульчик и снимал с зависшего над правым бортом "Ивана Ползунова" вертолёта, скорее нас, находящихся на площадке сзади рубки, чем ракеты.
Появился вертолёт со стороны скопления нескольких американских военных кораблей (не менее пяти), просматривавшихся на удалении 3-4 миль прямо по курсу "Ивана Ползунова". Позже мы ещё дважды этим днём - 9.11.62 г. - видели скопления таких кораблей. Видно, дежурили они на предполагаемых трассах движения наших кораблей.
И ещё. Никто не видел Бориса Ильича с фотоаппаратом. Ему было просто некогда заниматься этим и сохранившиеся в его архиве фотографии вряд ли сделаны им самим. Тоже самое можно сказать и о Сергее Константиновиче Романове.

1. Б.И. Болтенко на борту судна (название неизвестно), ноябрь-декабрь 1962

[Все снимки кликабельны! Кликните на снимок левой кнопкой мыши, и он раскроется в новом окне в максимальном разрешении.]
bl plz01

2. Американский катер. Скорее всего, с военного корабля под номером 11.

Очевидно, катер приблизился к сухогрузу с целью более подробно рассмотреть ракеты. Людей на катере не видно, нет никаких подтверждений, что кто-то готовится к высадке людей на борт "Ивана Ползунова" для досмотра.
bl plz02

3. Американский катер крупным планом

bl plz03

4. Американский военный корабль, номер 11

Пока остается загадкой, как этот снимок связан с остальными. Есть предположения? Пишите в комментарии.
bl plz05

5. Сухогруз "Иван Ползунов", а сзади слева - эсминец "Висоул"

bl plz13

6. Эсминец DD-878 "Висоул"

bl plz06

7. Эсминец DD-878 "Висоул"

bl plz07

8. Эсминец DD-878 "Висоул"

bl plz08

9. Снимок с рулевой рубки сухогруза "Иван Ползунов".

В небе – американский морской патрульный самолет P3 "Орион".
bl plz09

10. Палубный вертолет Sikorsky H-19, подробности о вертолете - здесь.

bl plz10

11. Палубный вертолет Sikorsky H-19

bl plz11

12. Американские самолеты на фоне секстанта, установленного на сухогрузе "Иван Ползунов"

Секстант - навигационный прибор для определения широты по Солнцу или звёздам.
bl plz12

13. Cамолет-амфибия Gruman SA-16 Albotros, подробности о самолете - здесь.

bl plz14

Смотрите также:
Фотоальбомы, посвященные Карибскому кризису
Болтенко Борис Ильич. Снимки Гаваны, конец октября – начало ноября 1962 года


5 комментариев

  • Гаврилов Михаил:

    Также смотрите
    Болтенко Борис Ильич. Снимки Гаваны, конец октября – начало ноября 1962 года - https://cubanos.ru/texts/txt184

  • Гудым Виктор Иванович:

    Уважаемый Михаил Валерьевич, здравствуйте! С большой горечью сообщаю, что в этой публикации допущена масса фактических ошибок, связанных, в основном, с тем, что Болтенко Борис Ильич никогда не был на "Иване Ползунове".
    После убытия Романова С.К.на "Александровске" 5.11.62 г.(из порта Мариель") Болтенко, ИО Начальника 331-й РТБ, должен был обеспечить вывоз оставшихся личного состава и техники части. Он убыл, скорее всего,одним из последних эшелонов в конце ноября - начале декабря 62-го года. Мне было поручено руководить изготовлением фотографий, начиная с проявления плёнок и кончая высушиванием готовых. В помощь мне выделили шестерых подлежащих увольнению сержантов, которые занимались закупкой реактивов, фотобумаги, чистой воды и попарно дежурили в кунге, стоявшем в автопарке, и проявляли, промывали, фиксировали, промывали и сушили готовые фото. Количество снимков заказывалось "потребителями". Эта наша группа изготовила более 600 фотографий с 13 плёнок (моих было две, к сожалению их теперь не вернуть, пока я был во Вьетнаме, мои малолетние сыновья вскрыли тумбочку и сделали из плёнок "дымовушки").
    Не удивительно, что некоторые из тех фото оказались в архивах Романова и Болтенко. Но не все архивные фото мои, даже те, которые сделаны с борта "Ивана Ползунова", например, ф12, ф5, Ф6 (именно в таком порядке надо ставить приближение эсминца № 878). Увидел я его только в положении ф7, когда нас разбудил сильно усиленный мегафоном почти левитановский голос:"Доброе утро! и мы высыпали на палубу спросонья кто в чём. Американские моряки - парни разного цвета кожи - в парадной форме стояли вдоль борта корабля по принятой у них стойке "смирно" (руки за спину, ноги на ширине плеч).
    Ещё одно замечание. В истории вопроса, использующей цитату из книги "Белые пятна Карибского кризиса", перечислены восемь судов, вывозивших Р-12 с Кубы и утверждается, что они "отошли от причала порта Касильда". Не знаю откуда отошли остальные суда, но "Дивногорск" и "Иван Ползунов" отошли от причала порта Мариель.
    И ещё. Никто не видел Бориса Ильича с фотоаппаратом. Ему было просто некогда заниматься этим и сохранившиеся в его архиве фотографии вряд ли сделаны им самим. Вернувшись в гарнизон, где была до Кубы его часть, он узнаёт, что её уже нет - новый начальник РТБ, новый Главный инженер РТБ, а его самого мордует бывший командир РД, Романова отправляют в Первомайск, где он, открыв совещание, умирает на трибуне ....Поневоле схватишь инфаркт (инсульт)! В процессе медобследования врачи определяют опухоль головного мозга. Считают её операбельной и, подлечив сердце, предлагают операцию по жизненным показаниям. Чем закончилось, мы знаем. До фотографий ли ему было?! Так что, надо многое поправлять в публикации, а то нас потомки не поймут!
    Терпения и крепкого здоровья Вам, Михаил Валерьевич!

  • Гаврилов Михаил:

    Виктор Иванович, огромное спасибо за ваш комментарий!
    Я по мере сил и возможностей всё поправил.
    Будет время - посмотрите, всё ли я сделал правильно!

    Желаю вам крепкого здоровья!
    Еще раз большое спасибо за уточнения!

  • Гудым Виктор Иванович:

    Михаил Валерьевич, здравствуйте! В названии рис. № 2 высказано неверное предположение, что катер с "Висуола".В досмотре "Ивана Ползунова" участвовал только вертолёт, для которого по мегафонной просьбе с эсминца № 878, мы расстёгивали края брезентовых чехлов ракет, а на просьбу вскрыть гермочехлы наши командиры ответили отказом. Тогда американцы удовлетворились съёмкой расчехлённых таким образом ракет, для чего вертолёт с бортовым № 4258 заходил с левого и правого бортов не снижающего хода "Вани". Оператор кинокамеры (его хорошо видно на рис. 10 и 11), видно, устав от непосильного труда, сел на складной стульчик и снимал с зависшего над правым бортом "Вани" вертолёта,скорее нас, находящихся на площадке сзади рубки, чем ракеты. Появился вертолёт со стороны скопления нескольких американских военных кораблей (не менее пяти), просматривавшихся на удалении 3-4 миль прямо по курсу "Вани". Позже мы ещё дважды этим днём - 9.11.62 г. - видели скопления таких кораблей. Видно дежурили они на предполагаемых трассах движения наших кораблей. На моей плёнке был зависший вертолет с оператором кинокамеры, а на фото даже лицо его можно было рассмотреть, ведь до него при съёмке было метров 8 - 10. Так что катер не с "Висуола", а, скорее, с корабля № 11, сопровождавшего, возможно, транспорт, на котором возвращался в Союз Болтенко. Остальное, мне кажется, всё нормально, если не считать того, что не было особой необходимости переносить часть моего предыдущего комментария в начало статьи, но это моё мнение. кстати, то же самое можно сказать и о фотографиях Романова Сергея Константиновича! У него вообще времени не было заниматься фотографиями. Я пытался что-либо выяснить у Башкардиной О.С., но она, сославшись на то, что ей было всего 11 лет, когда умер отец, и она почти ничего не помнит, ничего не написала мне. Я позвонил ей, и она мне кое-что, но совсем мало, рассказала всё-таки. Потом я составил перечень вопросов, которые помогли бы ей что-то ещё вспомнить. Но тут пришло письмо из Ростова-на-Дону от Денищенко Галины Васильевны, племянницы Сергея Константиновича, которая мне прислала несколько фотографий и немного, но очень важного биографического материала о Романове С.К. С новым материалом я скорректировал вопросы к дочери, позвонил ей и мы долго проговорили с ней. Я продолжил работу над статьёй о Романове, а в начале 21-го года я узнал, что Ольга Сергеевна легла спать вечером 30 декабря 2020 г., а утром 31-го не проснулась. Михаил Валерьевич, я разыскал ещё немного фотографий и две фото мне предоставил Игорь Константинович Шахмаметьев. Я их уже переснял и в скором времени отправлю их Вам с возможными комментариями. Всего доброго!

  • Гаврилов Михаил:

    Виктор Иванович, всю вашу информацию я опять-таки внес в вышерасположенный текст. Это необходимо, потому что сведения - очень ценные, а комментарии читают очень немногие, в отличие от основного текста.
    Если найдете еще какие-то ошибки, пишите, я исправлю.
    Я вообще нигде не встречал подробного описания американской инспекции, поэтому вы являетесь уникальным историческим свидетелем. Спасибо вам за это!
    Разумеется, всё, что вы мне пришлете, я с удовольствием размещу.
    Желаю вам крепкого здоровья! И до связи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.