Журнал "Богемия", статья о колонии в Торренсе, 31.07.1960

19.08.2019 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:

Торренс, уже не врата ада

Источник - Vicente Cubillas Jr., "Torrens no es ya la antesala del espanto", Bohemia 52, no. 31 (July 31, 1960), 4–8, 109–110.

Журнал "Богемия" от 31 июля 1960 года (размер pdf-файла 46 МБ).

Текст на испанском языке - https://12a20.livejournal.com/3393.html

Общий вид разворотов с иллюстрациями

Стр. 4-5.
bg60 z1

Стр. 6-7.
bg60 z2

Стр. 8-9.
bg60 z3

Текст статьи:

Революция постучала в его двери...

ТОРРЕНС, УЖЕ НЕ ВРАТА АДА

Специальный репортаж для "БОГЕМИИ"
Висенте Кубильяс-младший
Фото: Альберто Гонсалес

Важное пояснение

Необходимо пояснить общественности, что вся программа, говоря сжато, предусматривает постоянную позицию понимания и, можно даже сказать, чрезвычайной доброты в отношении молодого преступника, [если судить] по старым представлениям, что к преступлению, нарушению или проступку следует подходить с карательными методами. Поэтому важно подчеркнуть, что основное направление работы института — это прогрессивная адаптация ученика методами приемлемого совместного проживания, а если его сопротивление установленным программам или недисциплинированное поведение требует "наказания", то это делается путем лишения его одного или нескольких преимуществ, которые предоставляет общая программа института, а в некоторых случаях — путем помещения в павильон отделённых, где он будет обязан посещать школу профессиональной подготовки и начальную школу, будучи лишенным остальной деятельности: экскурсий, кино, спорта, развлечений и др., на ограниченный срок.

Артуро, иди в свою касу и отдыхай! Я сейчас занят!

Даниэль Альварес Санталис сказал это решительным тоном, хотя и не расставаясь с улыбкой.

Он повернулся к журналисту и прокомментировал:

— Этот толстяк — "кандела" [букв. — "свеча"]...

Журналист смутился от удивления.

"Иди в свою касу"...

Старый образ Торренса с толстыми стенами и некрашеными решетками разваливался, как по волшебству.

Толстяк Артуро Родригес больше не живет в павильоне — слово, которым смягчали термин "тюрьма", — в Торренсе.

Теперь у него есть своя каса.

Дом.

Родители. Там, рядом с ним.

-1-

15 февраля прошлого года этот репортер опубликовал на страницах БОГЕМИИ здравое представление о Центре реабилитации несовершеннолетних с драматическим эпиграфом и заголовком:

"Жалоба от имени человечества: ТОРРЕНС, ВРАТА АДА".

Это был шокирующий рассказ о встрече с сотнями детей и юношей, заключенных в этой "пещере", которой он был в течение многих лет, и из которой революция сделала то, чем он является сегодня: настоящее реабилитационное учреждение для ребенка, нарушившего закон.

Там, в этом репортаже, репортер упомянул о случае жестоких пыток, которым бесчеловечные охранники подвергли в так называемом "коридоре смерти" избиваемых. Он описал удручающее зрелище ребят, которые живут в самой крайней распущенности, с истрепанной одеждой, босые и голодные. Совершившие незначительные проступки были перемешаны с маститыми преступниками и убийцами: опасный контакт для будущего тех, кто имел все врожденные качества для полной реабилитации.

На страницах БОГЕМИИ демонстрировалась печальная картина разваливающихся стен и крыш зданий, которые грозили обрушением. Мастерские были парализованы из-за нехватки оборудования. Отдел диагностики и классификации — жизненно важная ячейка системы — не работал из-за отсутствия ресурсов.

В итоге, там была проведена параллель:

"В получасе езды от Гаваны, свободной территории Кубы, сохранились остатки миниатюрной Французской Гвианы!"

-2-

Найдите. Перечитайте страницы БОГЕМИИ, чтобы освежить в памяти то видение Торренса.

Выполняя обещание, данное читателям в тот раз, мы теперь встретились с контрастом.

Мы упоминаем слово контраст и сразу попадаем на почву того позитива, который является такой же прочной характеристикой этого сообщения, какой раньше было "ТОРРЕНС, ВРАТА АДА", ставившее вопрос о негативной ситуации, царившей в этом учреждении.

Артуро Родригес живет в одном из четырех домов, которые уже работают в Торренсе, всего таких домов в Центре будет 18.

Сегодня мы видели, как он, взобравшись на облучок тележки для сбора мусора, руководил уборкой улиц и тротуаров в Торренсе, за ним следовала группа еще из пяти ребят. Он разделяет обязанности в сфере управления организацией учреждения.

-3-

Уже более часа мы беседуем с двумя супружескими парами, которые обслуживают суррогатные [приемные] дома в Торренсе. Одна из пар — это Артуро Родригес Проспер и Луиза Виллафанья Лекуртуа. Другая — Томас Диас Молтанбан и Мария Долорес Изнага.

Они были отобраны из 25 рассмотренных пар и приняты Управлением по профилактике и социальной реабилитации под руководством доктора Даниэля Альвареса Санталиса в Министерстве социального обеспечения.

Достаточно понаблюдать, как эти пары обращаются с мальчиками, находящимися на их попечении, — десять в одном доме, одиннадцать в другом — чтобы понять, почему система работает замечательно.

В домах есть несколько спален, по три или по пять кроватей, с соответствующими шкафами, встроенными в стену, с замками. У каждого мальчика есть свой ключ. Внутри шкафов — их личные вещи, одежда, обувь, все в порядке.

В ванных комнатах есть три душа и три унитаза со струей воды под давлением [т.е. биде совмещенное с унитазом (?)], самые современные из существующих, и комплектные им раковины-умывальники.

[ Примечание: букв. — "tres inodoros con flujo de agua a presión".
Биде (фр. bidet) — небольшая ванна с фонтанчиком...; есть модели, совмещённые с унитазом. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B4%D0%B5 ]

В домах [букв. — в каситах] есть просторная столовая, где мальчики слушают радио или проигрыватель, читают, готовятся к урокам и обсуждают самые разнообразные темы.

Отец, которого некоторые называют "маэстро", но большинство зовет по имени, ответственен за то, чтобы отвести и привести из школы [букв. — классов], где они учатся часть первой половины дня, или сопровождать в мастерские, в которых занимаются более старшие, тех, кто заинтересован в получении профессии.

Мать берет на себя домашние обязанности по уборке дома, проверке одежды и инвентаря мальчиков, сервировке стола в часы завтрака, обеда и ужина, и т.д.

В большом шкафу хранятся алюминиевые подносы типа "blue-plate" ["синяя тарелка" — англ.], на которых подаются блюда на стол. Они готовятся кухней Центра реабилитации несовершеннолетних мальчиков и распределяются по "домам" в современных термосах. Мать отвечает за то, чтобы подаваемая пища соответствовала меню, научно составленному диетологом, прикрепленным к медицинскому персоналу Торренса.

Репортер имел возможность присутствовать в ходе обеда в доме номер 12. Мальчики привели себя в чистоту, прежде чем сесть за стол, и ели с хорошим аппетитом, обмениваясь веселыми комментариями. Бейсбол - это тема, которая доминировала в разговоре.

Многие из них являются членами команды, которая состязается в серии "Кубанитос" и участвовала в многочисленных встречах за пределами Торренса. Это же относится к поездкам на популярные курорты, которые были запланированы на лето. В трех автобусах Центра они ездят туда во второй половине дня, чтобы наслаждаться преимуществами пляжа.

В последнее время, им очень понравилось принимать участие в мероприятиях, проводимых в Сьюдад депортива [Спортивном городе] художественного или атлетического характера.

Максимилиано Салас, крепкий юноша 16-ти лет, просит фотографа сфотографировать его со своими "родителями", чтобы отправить снимок своей семье в Пальма-Сориано. Он доволен и благодарен за заботу.

Журналист отмечает, что, в отличие от картины, которую он видел в феврале 1959 года в Торренсе, все мальчики обуты в ботинки из прочного материала, чистые, одеты в синие комбинезоны, которые служат им в качестве рабочей одежды или для активного отдыха. Нет униформы, отличающей заключенных, не просматривается какой-либо жестокости, характерной для мест заключения.

В Торренсе, на сегодня, и мы говорим это честно, живут как в семье.

-4-

Журналист не забыл о печальном впечатлении от "коридора смерти". И обратился как к доктору Альваресу Санталису, так и к доктору Леопольдо Араухо, начальнику [управления департамента] ориентации и реабилитации несовершеннолетних, выразив желание посетить мерзкий павильон, где в прошлом году к нему обратились два молодых заключенных, чтобы сообщить о произволе, который творили там в отношении своих жертв варвары-охранники.

Просьбу репортера БОГЕМИИ удовлетворили. Чтобы внести еще больше позитивного тона в этот репортаж.

Решетки мрачного коридора, где находились казематы Торренса, были сложены на земле перед зданием, в котором они были установлены, и которое переделывается в помещение, предназначенное для склада или мастерской.

И, чтобы быстро показать контраст между тем и этим, нас привели в отдел отделённых.

Нигде не видно решеток. Вместо темных казематов прошлого — индивидуальные купе с ажурными стенами, с ванной полного комплекта. Кровать откидного типа прикреплена к стене и имеет толстый матрас, который также контрастирует с "голой проволокой", на которой отделённые должны были укладываться раньше.

Окно каждого купе выходит прямо на площадку, где мальчики, которые не отделены, то есть не были изолированы за их плохое поведение, гуляют и играют. Шум, который они создают в своих играх, проникает внутрь, и это заставляет отделённого думать, что он ощущает соблазн принять участие в этих развлекательных занятиях и лишен этого из-за своих поведенческих ошибок. Однако, отделённые должны посещать школьные классы или мастерские.

Мы упомянули о мастерских, и это возможность сказать, что мы побывали во всех из них. Там, где раньше были только помещения, наполненные рухлядью и непригодными машинами, теперь работают 17 мастерских: обувная, механическая, типографская, портняжная, по обмотке двигателей, токарная, сварочная, покрасочная и т.д. В обувной мастерской изготавливается пять различных моделей обуви: как прочные ботинки на каждый день, так и тонкая обувь для выездов и официальных мероприятий.

-5-

Сейчас также покончено с ситуацией, когда мальчиков держали в заключении по четыре и по пять лет без проведения суда. Для этого, — объяснил нам доктор Альварес Санталис, — необходимо было внести поправки в кодекс социальной защиты. Теперь судьи не могут удерживать несовершеннолетнего более 60 дней без проведения суда.

До поездки в Торренс мы посетили Дом наблюдения, размещенный в здании на 70-й улице в Марианао. Именно там содержатся в ожидании суда несовершеннолетние, совершившие преступления. Они активно проводят время и располагают необходимыми удобствами, чтобы использовать эти часы для учебы, чтения и занятий спортом. С тех пор, как были созданы Дома наблюдения — один работает в Гаване, один в Пласетас и один в Ориенте — через столичный прошли 500 несовершеннолетних. Из них только двадцать были переведены в Торренс, по санкциям судей. Остальные вернулись домой. Это [результат того], что в этих домах за ними внимательно наблюдают, изучают, готовят [экспертную] оценку по каждому случаю и рекомендации для суда, сопровождая мальчика до тех пор, пока он не вернется в свой дом или — в учреждение, где его жизнь может быть ориентирована.

Из пятисот упомянутых детей, 52 процента оказались из неполных семей, где моральный разлад отражался на поведении этих мальчиков. Объединенная работа технического персонала Департамента профилактики и социальной реабилитации сумела избавить их от печального опыта.

-6-

Подводим итоги: чуть более чем за год организация Центра реабилитации несовершеннолетних мальчиков в усадьбе Торренс изменилась на 90 процентов. Можно утверждать, не боясь ошибиться, что были выполнены более пятидесяти процентов пунктов запланированной программы и уже в полном объеме.

Даже в аспекте аграрной реформы Торренс вносит свой великолепный вклад. На полях, ранее предназначавшихся для сахарного тростника, который был продан сентрали "Толедо", и чей продукт исчез в кармане какого-то хваткого чиновника, теперь выращиваются различные культуры, в том числе фрукты и овощи, разновидности бананов, и т.д.

Группа учеников из Торренса, — определение "заключенные" или "воспитанники" [исправительных учреждений] почти не используют, чтобы избежать формирования комплексов у находящихся в учреждении, — имеет привилегию посещать курсы в учебных заведениях за пределами Института.

Как доктора Даниэль Альварес Санталис и Леопольдо Араухо, так и Альберто де Диего, временно исполняющий обязанности директора Центра, не скрывают своего энтузиазма по поводу работы, которую они выполняют в Торренсе.

Из хранилища молодых жизней без перспектив они создают организм необычайной силы, где с помощью научных исследований и применения надлежащих методов эти несовершеннолетние проходят путь реинтеграции в общество, становясь его полезными и законопослушными членами.

Революция постучала в его двери...

Торренс ответил: ВХОДИТЕ!

Испанский текст:

La Revolución llamó a sus puertas...

TORRENS NO ES YA LA ANTASALA DEL ESPANTO

Un Reportaje Especial para "BOHEMIA"
por
Vicente Cubillas Jr.
Fotós: Alberto Gonzáles

Aclaración Importante

Es necesario aclararle al público que todo el programa sintéticamente expresado conlleva a una actitud permanente de comprensión y hasta podria decirse de bondad extrema hacia el joven delincuente por la vieja idea de que el delito, la contravensión o la falta debe ser tratada por métodos punitivos. Es por tanto importante destacar que la Institución tiene como orientación básica la adaptación progresiva del alumno a métodos de convivencia aceptables y cuando su resistencia a los programas establecidos o su conducta indisciplinada requiere "castigo", éste se realiza privándolo de una o varias de las ventajas que el programa total de la Institución ofrece y en ciertos casos internándolo en el Pabellón de Segregados, donde tendrá la obligación de asistir a la Escuela de Oficios y a la Escuela Elemental, quedando privado del resto de las actividades: excursiones, cine, deportes, recreación, etc. por un tiempo limitado.

— ¡Arturo, te vas para tu casa y te estás tranquilo! ¡Estoy ocupado ahora!

Daniel Alvarez Santalis ha dicho esto con tono enérgico, aunque sin abandonar la sonrisa.

Se vuelve hacia el periodista y comenta:

— Este gordito es "candela"...

El periodista está conciliarmente sorprendido.

"Te vas para tu casa"...

Y a la vieja imagen del Torrens de gruesos muros y rejas sin pintar se deshace como por ensalmo.

El gordito Arturo Rodríguez ya no vive en un pabellón —palabra que aliviaba un tanto el término "prisión"— en Torrens.

Ahora tiene su casa.

Un hogar.

Unos padres. Allí, a un lado con él.

-1-

El 15 de Febrero del año pasado este reportero asomaba a las páginas de BOHEMIA el sobrio espectáculo del Centro de Rehabilitación de Menores bajo un epígrafe y un título dramáticos:

"Una denuncia en nombre de la Humanidad: TORRENS, ANTESALA DEL ESPANTO".

Fue el relato estremecido del contacto con centenares de niños y adolescentes almacenados en aquel antro que debió ser desde hace muchos años lo que es hoy, lo que la Revolución ha logrado que sea hoy: un verdadero establecimiento rehabilitatorio del menor que ha violado la Ley.

Allí, en aquel reportaje, mencionó el reportero el brutal caso de las torturas a que eran sometidos en el llamado "El Pasillo de la Muerte", por guardianes desalmados que los molian a batazos. Describió el deprimente espectáculo de aquellos muchachos viviendo en la más bochornosa promiscuidad, raídas las ropas, descalzos, hambreados. Mezclados los que habían cometido faltas menores con avezados delincuentes y homicidas, contacto peligroso para el futuro de aquellos que reunian cualidades naturales para un rehabilitación completa.

Se paseó por las páginas de BOHEMIA la triste visión de aquellos edificios de paredes y techos quebrados, que amenazaban desplome. De talleres paralizados por la falta de equipos. De un Departamento de Diagnóstico y Clasificación —célula vital del sistema— inoperante por la carencia de recursos.

En fin, se estableció allí el paralelo:

"¡A media hora de camino de La Habana, territorio libre de Cuba, todavia sobreviven los restos de una Guayana francesa en miniatura!"

-2-

Recuento. Releer las páginas de BOHEMIA para refrescar en la memoria aquella visión de Torrens.

Y, cumpliendo la promesa hecha a los lectores en aquella ocasión, enfrentarse ahora al contraste.

Mencionamos la palabra contraste y caemos de lleno en el terreno de lo positivo, que habrá de ser característica firme de esta información, como fuera: "TORRENS, ANTESALA DEL ESPANTO" el planteamiento de la situación negativa que imperaba en aquella institución.

Arturo Rodríguez vive en una de los cuatro hogares que funcionan ya en Torrens, del total de 18 con que contará aquel centro.

Hoy lo hemos visto trepado en el pescante de un carretón de recogida de basuras, dirigiendo la limpieza de las calles y aceras de Torrens, seguido por un grupo de cinco compañeros más. Compartiendo responsabilidades en el manejo de la organización del establecimiento.

-3-

Por más de una hora hemos estado charlando con dos de los matrimonios que atienden hogares sustitutos en Torrens. Una de las parejas la forman Arturo Rodríguez Prosper y Luisa Villafaña Lecoutois [Lecourtois — основной вариант фамилии в интернете]. La otra, Tomás Diaz Moltanban y María Dolores Iznaga.

Ellos fueron seleccionados entre 25 matrimonios sometidos a prueba y aceptados por la Dirección de Prevención y Rehabilitación Social que dirige el doctor Daniel Alvarez Santalis en el Ministerio de Bienestar Social.

Basta observar cómo se desenvuelven estos matrimonios con los muchachos a su cargo —diez en un hogar, once en otro— para comprender por qué el sistema funciona a las mil maravillas.

En las casitas hay varios dormitorios, de tres o cinco camas, con sus correspondientes armarios, empotrados en la pared, con sus cerraduras. Cada muchacho tiene su llave. Dentro de los armarios, sus efectos personales, ropas, calzado, todo en orden.

Los baños cuentan con tres duchas y tres inodoros con flujo de agua a presión, los más modernos existentes, y sus lavatorios.

Las casitas tienen una sala comedor amplisima, donde los chicos escuchan la radio o el tocadiscos, leen, estudian y discuten sobre los más variados temas.

El padre, a que algunos llaman "maestro" y la mayoría por su primer nombre, está encargado de llevarlos y traerlos de las aulas, donde estudian durante parte de la mañana, o acompañarlos a los talleres en que se ocupan los de más edad interesados en aprender oficios.

La madre tiene a su cargo los quehaceres domésticos de limpieza de la casa, revisado de la ropa y útiles de los muchachos, atender la mesa a las horas de desayuno, almuerzo y comida, etcétera.

En un amplio closet se guardan las bandejas tipo "blue-plate", de aluminio, en que se sirven las comidas para llevarias a la mesa. Estas se preparan en la cocina del Centro de Rehabilitación de Menores Varones y son distribuidas a los "hogares" en modernos termos. La madre es la encargada de servir los alimentos, que corresponden a un menú científicamente combinado por el dietista adscripto al staff médico de Torrens.

El reportero tiene oportunidad de presenciar el desarrollo del almuerzo en el hogar número 12. Los muchachos se han aseado antes de sentarse a la mesa y comen con buen apetito, entre risueños comentarios. La pelota es el tema que domina la conversación.

Muchos de ellos son miembros del team que compite en la seríe "Cubanitos" y han participado en numerosos encuentros fuera de Torrens. Se refieren también a los paseos a balnearios populares que fueron programados para el verano. En tres ómnibus del Centro son trasladados allí por las tardes para disfrutar de las ventajas de la playa.

Ultimamento, han gozado mucho asistiendo a eventos celebrados en la Ciudad Deportiva de indole artística o atlética.

Maximiliano Salas, un mocetón de 16 años, le pide al fotógrafo que le tome una foto con sus "padres" para enviarla a su familia en Palma Soriano. Es complacido y agradece la atención.

Observa el periodista que, en contraste con el cuadro que presenció en el Torrens de Febrero de 1959, todos los muchachos se ven calzades con zapatos de fuerte material, limpios, vistiendo el overall azul que les sirve como vestuario de trabajo o recreo. No hay uniformes que denuncien a un presidiario, ni asoma por parte alguna la rigidez coactiva de los reclusorios.

En Torrens, hoy por hoy, y lo decimos honestamente, se vive en familia.

-4-

No ha olvidado el periodista la infortunada impresión del "Pasillo de la Muerte". Y tanto al doctor Alvarez Santalis como al doctor Leopoldo Araújo, Jefe de Orientación y Rehabilitación de Menores, le ha expresado el deseo de visitar el sórdido pabellón donde el año pasado le abordaran dos jóvenes reclusos para denunciar los atropellos de que eran objeto allí por sus bárbaros guardianes.

Es complacido el reportero de BOHEMIA. Para abonar aún más la tónica positiva de este reportaje.

Las rejas del tenebroso pasillo, donde existian los calabozos de Torrens, están amontonadas en el terreno frente al edificio en que se hallaban, el cual está siendo convertido en una nave que se destinará a almacén o taller.

Y, para establecer rápidamente el contraste entre aquello y esto, somos llevados al Departamento de Segregados.

No vemos rejas por ninguna parte. Los oscuros calabozos de ayer han sido sustituidos por departamentos individuales de pared calada, con un baño completo. La cama, tipo camarote, está adosada a la pared y tiene un grueso colchón que contrasta también con el "alambre pelado" en que tenian que tenderse antes los segregados.

La ventana de cada departamento da directamente sobre un terreno donde los muchachos que no están segregados, es decir, que no han sido asilados por su mal comportamiento, pasean y juegan. El barullo que arman en sus juegos se percibe desde adentro y esto da que pensar al segregado que siente la tentación de participar en esas actitvidades recreativas y se ve privado de ello por sus errores de conducta. Sin embargo, los segregados tienen que asistir a clases o a los talleres.

Mencionamos los talleres y es la oportunidad de decir que los hemos recorrido en su totalidad. Donde antes solamente existían unos locales llenos de trastos y máquinas inservibles, ahora funcionan 17 talleres de zapateria, mecánica, imprenta, sastreria, enrollado de motores, tornería, soldadura, pintura, etcétera. En la zapatería se confeccionan cinco modelos distintos de calzado, tanto el fuerte botín para el diario, como el fino zapato para salidas y actividades formales.

-5-

Ya termino en **** [— неразборчиво] también aquella situación de muchachos que llevaban internados cuatro y cinco años en el reclusorio sin que se les hubiera celebrado juicio. Para ello —según nos explicara el doctor Alvarez Santalis— fue necesario reformar el Código de Defensa Social. Ahora los jueces no pueden mantener a un menor de edad retenido por más de 60 dias sin celebrarle juicio.

Antes de llegar a Torrens visitamos la Casa de Observación instalada en un edificio en la calle 70, en Marianao. Es allí donde son recluidos los menores que han cometido delitos en espera del juicio. Se les tiene activos todo el tiempo y cuentan con las comodidades necesarias, aprovechando las horas en estudiar, leer y practicar deportes. Desde que fueran creadas estas casas de Observación —funciona una en La Habana, otra en Placetas y otra en Oriente— por la de la capital han desfilado 500 menores. De ellos, solamente veinte han sido trasladados a Torrens, sancionados por los jueces. El resto han vuelto a sus casas. Ello de***tas que [de***tas que — неразборчиво] en estas Casas se les ha observado cuidadosamente, estudiando y resolviendo cada caso y recomendando el procedimiento a seguir con el muchacho hasta obtener el resreso del mismo a sus hogares propios o a instituciones donde sus vidas puedan ser orientadas.

De los quinientos menores a que hacemos referencia, un 52 por ciento se comprobó que procedian de hogares incompletos, donde el desajuste moral se reflejara en la conducta de estos muchachos. La labor combinada del staff técnico del Departamento de Prevención y Rehabilitación Social logró salvarlos de una triste experiencia.

-6-

Resumimos: en poco más de un año, la organización del Centro de Rehabilitación de Menores Varones de la finca Torrens ha variado en un 90 por ciento. Puede afirmarse, sin temor a errrores, que se ha logrado mas del cincuenta por ciento de los puntos del programa planeado y ya en plena realización.

Hasta en el aspecto de la Reforma Agraria, Torrens está ofreciendo su espléndido aporte. Los campos que antes se dedicaban al cultivo de las cañas, que eran vendidas al central "Toledo" y cuyo producto se esfumaba en el bolsillo de algún funcionario aprovechado, están dedicados ahora a diversos cultivos, entre ellos el de frutos menores, cepas de plátano, etcétera.

Un grupo de alumnos de Torrens —apenas se usa la denominación de reclusos o asilados, lo que contribuye a evitar complejos a la población del establecimiento— tienen el privilegio de cursar estudios en planteles fuera de la institución.

Tanto los doctores Daniel Alvarez Santalis, como Leopoldo Araújo y Alberto de Diego, que funge provisionalmente de Director del Centro, no ocultan su entusiasmo por la obra que estan realizando en Torrens.

De un almacén de vidas jóvenes sin horizontes, están creando un organismo de extraordinaria pujanza, donde por medios de investigación cientifica y tratamientos adecuados, estos menores van camino de reintegrarse a la sociedad convertidos en seres útiles y ordenados.

La Revolución llamó a sus puertas...

Torrens respondió: ¡PRESENTE!

[свернуть]




* * *

Как работает план реабилитации

Схематически можно составить представление о нынешнем функционировании Центра реабилитации несовершеннолетних мальчиков в том, что касается поступления и дальнейшего развития ученика внутри института.

1. При поступлении его приводят в центральный офис, где заводится личное дело со всей предысторией юридического характера, касающейся суда или судьи, который его судил, характеристик приговора и других персональных данных.

2. Он идет в приемный павильон, где моется и меняет одежду на ту, которая используется в институте.

3. Предварительный медицинский осмотр, чтобы исключить возможность заболевания, требующего срочного лечения или заразного для других учеников института.

4. Назначение кровати, оснащения и индивидуального шкафчика.

5. Наставление о том, какова должна быть его будущая жизнь в институте; правильное толкование "проблемы", которая привела его в институт; какие возможности предлагаются для его полной реабилитации; что от него ожидается и как он будет добиваться того, чтобы его реабилитация была достигнута в минимальное время.

6. Организованная жизнь в приемном павильоне с группой недавно поступивших учеников, в абсолютной изоляции от остальных учеников института. В этом приемном павильоне они будут под присмотром двух инструкторов института (всегда одних и тех же), которые отвечают за представление отчетов в отдел диагностики и классификации, касающихся наблюдений о поведении, характерном для учеников, не только в отношении дисциплины, но о важных аспектах личности, таких как: обособленность, лидерство, тревожность, деструктивность, признание авторитета, принятие разочарований и т.д. Они также получают начальное образование с преподавателем, выделенным специально для этой группы в том же павильоне, а также с преподавателем спорта и активных видов отдыха, назначенным исключительно на эту группу.

Они будут ежедневно посещать школу профессионального подготовки, с еженедельной ротацией по различным мастерским, в такой форме, чтобы наблюдение позволило установить профессиональную ориентацию ученика и его способности, впоследствии оно будет дополнено соответствующими тестами.

Следует подчеркнуть, что и питание, и мероприятия, и развлечения, и спортивные занятия проводятся в собственном павильоне.

7. Во время пребывания несовершеннолетнего в этом павильоне технический отдел через свои различные секции проведет его полное исследование: социальное, психологическое, медицинско-стоматологическое, педагогическое и, при необходимости, психиатрическое. (Пребывание несовершеннолетнего в этом павильоне длится около 30 или 40 дней.)

8. Когда его техническое досье будет сформировано, оно будет рассмотрено [техническим] персоналом, который сделает соответствующую классификацию и назначит как местонахождение ученика в доме, который соответствует ему, так и класс, мастерскую или особые методы, которые необходимы.

9. После всего этого процесса наблюдения, изучения и распределения ученика в соответствующий дом, начинается его обычная жизнь в институте, ее минимальная длительность "в любом случае" составляет шесть месяцев, по истечении которых его дело снова передается техническому персоналу для пересмотра. При пересмотре будет учитываться общее развитие ученика в институте: настрой/поведение в мастерских, в школе, дома; прогресс или отсутствие адаптации к жизни в институте; принятие правил поведения и др., что позволит провести новую оценку и принять решение о продлении его пребывания в институте еще на шесть месяцев или об обращении в компетентный орган относительно социальных условий дома, экономических средств и т.д., которые встретят его по выходу.

Институт имеет дополнительные средства, такие как: спорт и активные виды отдыха, кино, телевидение, экскурсии, пляж, помощь в проведении гражданских, культурных и спортивных мероприятий, которые дают ученикам возможность учиться интегрироваться в соответствующие социальные нормы и сосуществование.

Доктор Леопольдо Э. Араухо,
Начальник административного управления
департамента ориентации и реабилитации несовершеннолетних.

Испанский текст:

Como Funciona el Plan de Rehabilitación

ESQUEMATICAMENTE podria darse una idea del funcionamiento actual del Centro de Rehabilitación de Menores Varones en lo que se refiera al ingreso y futuro desenvolvimiento del alumno dentro de la Institución.

1. Al ingresar es conducido a la oficina central en que se inicia su expediente personal con todos los antecedentes de tipo legal relacionados con el tribunal o juez que lo juzgó, las caracteristicas de la sentencia, y otros dates de identidad personal.

2. Pasa al pabellón de Recepción donde se le asea y se le cambia de ropas por las usuales en la Institución.

3. Examen médico precoz que elimine posibilidad de afección que requiera tratamiento urgente o que sea contagiosa para los demás alumnos de la Institución.

4. Asignación de cama, equipo y taquilla individual.

5. Adoctrinamiento sobre lo que ha de ser su vida futura en la Institución; interpretación adecuada sobre el "problema" que lo condujo a la Institución; qué posibilidades ofrece ésta para su total rehabilitación; qué se espera de él y cómo ha de lograr que su rehabilitación se obtenga en el minimum de tiempo.

6. Vida organizada en el Pabellón de Recepción con el grupo de alumnos de reciente ingreso, con absoluto aislamiento del resto de los alumnos de la Institución. En este Pabellón de Recepción estará atendido por dos instrucfores de la Institución (siempre los mismos) que se encargarán de reportar al Departamento de Diagnóstico y Clasificación observaciones sobre la conducta mantenida por los alumnos, no solo en lo que a disciplina se refiere, sino a aspectos importantes de la personalidad como: aislamiento, liderazgo, ansiedad, destructibilidad, reconocimiento a la autoridad, aceptación de frustraciones, etc. Asimismo reciben la enseñanza elemental con un profesor asignado especialmente a este grupo en el mismo Pabellón, y también un profesor de Deportes y Recreación destinado exclusivamente a este grupo.

Asistirán diariamente a la Escuela de Oficios haciéndoseles rotar por los distintos talleres semanalmente, en forma tal que la observación permita establecer la orientación vocacional del alumno y su habilidad, que se complementará posteriormente con los tests adecuados.

Debe recalcarse que tanto las comidas como las actividades, recreativas y de deportes las realizan en el propia Pabellón.

7. Durante la permanencia del menor en dicho Pabellón, el Departamento Técnico a través de sus distintas secciones, realizará su estudio completo: Social, psicológico, médico-dental, pedagógico y, si fuera necesario, psiquiátrico. (Aproximadamente 30 o 40 dias dura la permanencia en este Pabellón del menor).

8. Una vez integrado su expediente técnico, se conocerá el caso por el Staff haciéndose la clasificación correspondiente y estableciéndose tanto la ubicación del alumno en el Hogar que le corresponda, como su aula, taller o tratamientos específicos que requiera.

9. Decursado todo este proceso de observación y estudio y asignado el alumno a su Hogar correspondiente, se inicia su vida normal en la Institución durante un tiempo minimo "en todos los casos" de seis meses en que de nuevo su expediente es llevado al Staff Técnico para su reconsideración. Esta tendrá en cuenta su desenvolvimiento general en la Institución: su actitud en los talleres, en la escuela, en el Hogar; sus progresos o su falta de adaptación a la vida institucional; la aceptación de reglas de conducta, etc. que permitirá establecer una nueva evaluación y decidir el mantener su internado en la Institución durante un periodo de seis meses más o la solicitud a la autoridad competente, según las condiciones sociales de hogar, medios económicos, etc. que ha de encontrar a su salida.

La institución cuenta con elementos complementarios como son: Deportes y Recreación, cine, televisión, excursiones, playa, asistencia a actos civicos, culturales y deportivos que le dan oportunidad al alumno de aprender a integrarse en normas sociales y de convivencia adecuadas.

Dr. Leopoldo E. Araújo,
Jefe de la Oficina de Administración de los
Departamentos de Orientación y Rehabilitación de Menores.

[свернуть]

* * *

Это была знаменитая "банда" Беатона

Телеграфные агенства и репортеры янки, столь страдающие мифоманией, хотели превратить убийцу и беглеца Маноло Беатона в легендарного персонажа. Они поместили его в сердце Сьерра-Маэстры, в сопровождении отряда из более чем сотни партизан, представляя тяжелую борьбу армии повстанцев. Истина стала ясна после захвата Беатона, чьи руки снова были окровавлены жестокой смертью ветерана команданте Панчо Тамайо: в знаменитой "банде" бывшего капитана-дезертира было не больше шестнадцати членов. И теперь, в Центре реабилитации несовершеннолетних мальчиков в Торренсе, остатки этой небольшой группы находятся в заключении: эти семь мальчиков, на фотографии, признались, что были обмануты Беатоном, который пригласил их сопровождать его в повстанческой авантюре против Трухильо, снабдив их оружием в плачевном состоянии, с которым они едва знали, как обращаться, и всегда уклонялись от встреч с силами правопорядка. Революция, со своей, вошедшей в поговорку, щедростью, теперь предлагает им возможность перестроить свою жизнь в Торренсе, спасая их от неграмотности и давая им полезную профессию.

Испанский текст:

Esta Era la Famosa "Banda" de Beatón

Las agencias cablegráficas y los reporteros yanquis tan adictos a la mitomania quisieron convertir al asesino y prófugo Manolo Beatón en un personaje de leyenda. Y lo situaron en el corazón de la Sierra Maestra, seguido por más de un centenar de guerrilleros, presentándole dura pelea al Ejérsito Rebelde. La verdad resplandeció después de la captura de Beatón, cuyas manos habian vuelto a ensangrentarse con la muerte a mansalva del veterano comandante Pancho Tamayo: la famosa "banda" del ex capitán desertor no habia pasado de dieciséis miembros. Y ahora, en el Centro de Rehabilitación de Menores Varones de Torrens, se hallan recluidos los restos de aquel reducido grupo: estos siete muchachos de la foto que confesaron que fueron engañados por Beatón, quien los invitó a acompañarie en una aventura insurreccional contra Trujillo, entregándoles armas en pésimo estado que casi no sabían manipular y rehuyendo siempre el encuentro con la fuerza pública. La Revolución, con su proverbial generosidad, les ofrece ahora la oportunidad de reconstruir sus vidas en Torrens, rescatándoles del analfabetismo y proporcionándoles un oficio útil.

[свернуть]



bg60 01

* * *

Иллюстрации

Стр. 4.

Фото 1.
Эти решетки запирали ребят, которые в Торренсе не знали ничего, кроме голода, физических наказаний и лишений. Существа, изгнанные из общества, они никогда не находили пути, который позволил бы им снова вернуться в его лоно. Революция дала им такую возможность.
[Estas rejas encerraron a muchachos que en Torrens no conocieron más que el hambre, el castigo fisico y las privaciones. Seres desalojados de la sociedad que nunca hallaron el camino que les franqueara de nuevo el regreso a su seno. La Revolución les ha brindado esa oportunidad.]
bg60 02a



Фото 2.
В одном из домов Торренса репортер БОГЕМИИ беседует с ответственными чиновниками Леопольдо Араухо и Альваресом Санталисом и с супругами Родригес-Виллафанья о том, как работает система приемных домов, идеально подходящая для настоящей реабилитации этих несовершеннолетних.
[En uno de los hogares de Torrens, el reportero de BOHEMIA charla con los funcionarios Leopoldo Araújo y Alvarez Santalis y con los esposos Rodriguez-Villafaña, sobre la forma en que funciona el sistema de hogares sustitutos, ideal para la verdadera rehabilitación de estos menores.]
bg60 03



Стр. 5.

Фото 3 и 4.
РАНЬШЕ
Это две фотографии, которые отражают печальную картину, которую представлял собой в начале прошлого года Торренс: "Коридор смерти" (вверху), где мальчиков безжалостно "избивали" жестокие охранники и (внизу) обычная сцена в Торренсе того времени: два воспитанника, сидящих за грубыми столами с ужасной едой.
[ANTES
Son dos fotos que recogian la triste impresión que a principios del año pasado ofrecia Torrens: el "Pasillo de la Muerte" (arriba) donde los muchachos eran "bateados" inmisericordemente por sus brutales guardianes y (abajo) una escena común en el Torrens de entonces: dos asilados sentados ante toscas mesas de comida terrible.]
bg60 04


bg60 05



Фото 5 и 6.
ТЕПЕРЬ
"Коридор смерти" превратился в этот коридор (вверху) с приятным внешним видом, который вполне можно было бы спутать с клиникой или офисом. В него выходят отделения [купе], заменившие отвратительные казематы, куда бросали мальчиков, которых за ошибки в поведении отделяли от остального населения Торренса. А внизу объектив поймал ученика Центра реабилитации несовершеннолетних, сидящего за столом "своего" дома, очень хорошо одетого и обутого, поглощающего приличное меню. Революция очеловечила бывшую тюрьму Торренс.
[AHORA
El "Pasillo de la Muerte" se ha convertido en este corredor (arriba) de grato aspecto, que muy bien pudiera confundirse con el de una clinica u oficina, al que dan los departamentos que sustituyeron a los asquerosos calabozos en que se lanzaba a los muchachos que por sus errores de conducta eran segregados de la población de Torrens. Y abajo, la lente captó a un alumno del Centro de Rehabilitación de Menores sentado ante la mesa de "su" hogar, muy bien vestido y calzado, ingiriendo un menú decente. La Revolución ha humanizado el antiguo reclusorio de Torrens.]
bg60 06


bg60 07

Стр. 6.

Фото 7.
Доктор Альварес Санталис осматривает колодку для чистки обуви, сделанную, как и десятки подобных, в столярной мастерской в Торренсе для кооператива уличных чистильщиков ботинок, который будет спонсироваться Министерством социального обеспечения.
[El doctor Alvarez Santalis examina un cajón de limpiabotas que está siendo contruído, como docenas de ellos, en el taller de carpintería de Torrens para la cooperativa de limpiabotas ambulantes que auspiciara el Ministerio de Bienestar Social.]


bg60 08


Фото 8.
Здесь они учатся полезным профессиям: этот мальчик тренируется делать обмотку двигателя.
[Aquí aprenden oficios útiles: este muchacho se entrena en el enrollado de motores.]
bg60 09


Стр. 8.

Фото 9.
Сварочная мастерская привлекает большое количество учеников Торренса.
[El taller de soldadura ocupa a un buen número de alumnos de Torrens.]
bg60 10


Фото 10.
В Торренсе ребята сами занимаются уборкой мусора на улицах и тротуарах Центра.
[Los propios chicos de Torrens se ocupan de la recogida de basuras en las calles y aceras del Centro.]
bg60 11

Фото 11.
Раньше у мальчиков Торренса не было обуви. Теперь они сами изготавливают пять различных моделей и, кроме того, снабжают этими предметами первой необходимости транзитные дома Министерства социального обеспечения.
[Antes los muchachos de Torrens no tenían zapatos que ponerse. Ahora ellos mismos los fabrican, de cinco modelos distintos y, además, surten de ese artículo de primera necesidad a los Hogares de Tránsito del Ministerio de Bienestar Social.]
bg60 12

Стр. 9.

Фото 12.
Этого юношу, увлеченного чтением, можно легко перепутать с прилежным учеником. Он читает "Христианское учение".
[Abstraido en la lectura, este jovendito puede ser confundido muy bien con un alumno estudioso. Lee la "Doctrina Cristiana".]
bg60 13


Фото 13.
Журналист прощается. И он оставляет позади не группу подростков печального и угрюмого вида, а этих улыбающихся и энергичных мальчиков, на лицах которых отражается оптимизм, привнесенный в их жизнь эффективной системой реабилитации, реализуемой в Торренсе.
[El periodista se despide. Y no deja detrás un grupo de adolescentes de triste y hosca expresión, sino a estos muchachos sonrientes y vigorosos en cuyos rostros se refleja el optimismo llevado a sus vidas por el provechoso sistema de rehabilitación en práctica en Torrens.]
bg60 14

==============

Детская колония в Торренсе (1938-1962), дополнительные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *