Багаев Александр Федорович (сентябрь 1962 - декабрь 1963)

22.07.2016 Опубликовал: Гаврилов Михаил В разделах:

А.Ф. Багаев, документы и фотографии – см. здесь

Из воспоминаний, написанных в 2005 году.
В Гаване, 10 ноября 1963, фото 2

Перевод в ракетную часть, 1961 год

…Занятия закончились. Мы сдали экзамены по всем дисциплинам, что давали нам, и уехали домой. Оценки я получил в основном пятерки, троек не было.

По окончании артиллерийских курсов, 1961

Вернулся в часть, отгулял отпуск, а в это время уехал командир дивизии к другому месту службы, а его сменил генерал-майор Батурин. Кстати, он сибиряк, тоже из Кемеровской области, там есть железнодорожная станция Топки, где он проживал до армии.

Вызвал Батурин меня к себе и спрашивает: как я смотрю, если меня назначат в ракетную часть на должность заместителя командира по инженерно-ракетной службе? Вижу, спорить бесполезно. Сказал: как хотите, так и делайте. Состоялся приказ, и я в ноябре 1961 года перешел в ракетную часть на должность заместителя командира по инженерно-ракетной службе.

На новом месте

Переехали в городок, где располагалась часть [в/ч 11912, пос. Каменка (Бобочино) Ленинградской области]. Я принял все дела. Осмотрел технику, а это пусковые установки, транспортные машины и краны на шасси танка Т-34. Проходимость кранов была очень хорошая. Краны нужны для перегрузки ракет с транспортной машины на пусковые установки, а, если пуск не состоялся, то, наоборот, с пусковой установки на транспортную машину. Провел регламентные работы по срокам, сделал все записи согласно регламенту и составил годовой отчет по вооружению, боеприпасам и всему имуществу, что находилось в части.

Начался новый учебный год, часть приступила к занятиям. На этой должности работы было намного меньше, но здесь нельзя было запускать вооружение, чтобы оно было неисправным, грязным, ржавым и чтобы не проводились регламентные работы. За зимний период обучения получили в части хорошие и отличные оценки по всем дисциплинам.

Командование

Командиром части был Воронков Александр Михайлович. Начальником штаба – майор Акимов Николай Михайлович. Заместителем командира по политчасти – майор Демченко Владимир Николаевич. Я тоже был майором.

 

Слева направо: командир части - Воронков Александр Михайлович, начальник штаба - Акимов Николай Михайлович, заместитель командира части по инженерно-ракетной службе Багаев Александр Федорович, 1963 Слева направо: Н.М. Акимов, А.Ф. Багаев, А.М. Воронков; бамбуковая роща, 1963

Все мы прибыли в часть, не зная друг друга, но отношения между нами сложились хорошие. Выпивать мы не собирались компанией, а праздники и дни рождения отмечали в разных местах.

Парад 1 мая

Меня с транспортными машинами и учебными ракетами командировали в Ленинград на парад в день Первого мая. Нам добавили еще четыре транспортные машины с учебными ракетами, чтобы была колонна, а меня назначили старшим этих транспортных машин.

Парад закончили мы к 12 часам дня. Выехали на набережную Невы. Машины зачехлили, а в это время люди останавливались и спрашивали, что за ракеты, дальность стрельбы и т.д. Зачехлили всё нормально, и все поехали по своим частям, нам надо было ехать в Выборг. Доехали хорошо, без поломок, и к вечеру уже были в своем городке.

Учения, Лужский полигон

Наступила пора, когда мы начали летний период обучения.

в/ч 11912, на учениях, лето 1962, фото 1 в/ч 11912, на учениях, лето 1962, фото 2 в/ч 11912, на учениях, лето 1962, фото 3
Фото l01.jpg, l02.jpg и l03.jpg

Все шло хорошо, и где-то в августе 1962 года к нам в часть приехала московская комиссия с высокими званиями в сопровождении представителей штаба артиллерии округа, с тактической подготовкой боевых пусков ракет на Лужском полигоне Ленинградской области. Там полигон занимает большую площадь, и можно делать пуски. В общем, все проверяемые предметы мы сдали на 4 и 5. Претензий к нам не было.

За пуски ракет и по времени, и по точности попадания тоже получили 5.

Приезд московского начальства

В начале сентября началась окружная проверка всех частей дивизии. Заканчивалась она тактическим учением по Карелии. Когда мы были в Карелии, Катя, моя жена, из части позвонила Воронкову А.М., что у нее умер брат, и назвала день похорон. Учение в тот день заканчивалось. Воронков А.М. дал мне летучку и отпустил домой, только чтобы я утром через сутки проверил подъем в части, заправку коек и порядок в казарме. Я утром в 6:00 через сутки прибыл в казарму, все проверил и пошел домой завтракать.

Только вышел из казармы, смотрю, едет 4 машины "Волги" и подъезжают к нашему подъезду казармы. Из второй "Волги" вылез заместитель командующего артиллерии округа генерал-майор и мне показывает, чтобы я доложил московскому генералу. Я доложил. Московский генерал сказал мне, чтобы я заправил все 4 машины бензином. Я поехал искать завсклада и, пока заправлял, меня уже вызывают эти генералы. Воронков, Акимов и Демченко уже были опрошены.

Спросили меня, как подготовлен личный состав, в каком состоянии наше вооружение, моральное состояние личного состава, как укомплектованы вооружением и людьми. Я ответил, какие оценки получила часть на проверках, на стрельбах, на учениях.

Они меня отпустили, а инженер-полковник Ивашинцев из службы артвооружения округа сказал: "Обожди". Мы вышли. Он сообщил, что сейчас они едут в Ленинград, и он позвонит: или мы будем еще получать технику, или сдавать. Позже он позвонил и сказал, что будем получать. Я пошел к командиру, там были начштаба и замполит. Сказал, что получаем технику. Значит, нас куда-то отправляют, а прямо они не говорят, куда. Но мы знали, что много пехоты уехало на Кубу. Значит, и мы туда.

Подготовка к командировке

Все делалось в темпе. Начала прибывать техника. Дали нам метеовзвод – при запуске ракет определять ветер по слоям атмосферы, чтобы ракету - при большом приземном ветре и на малых высотах - не унесло в сторону от цели. Ведь длина ракеты более 10 метров и есть оперение, а головная часть диаметром больше, чем реактивная.

Прибыла установка из аэропорта, чтобы сделать просушку проводов и кабелей в пусковых установках, в кранах и транспортных машинах, а это делают, когда отправляют в тропики.

Все работы были проведены, недостающее имущество и техника получены, а в это время у меня был день рождения. Вечером пришел командир части Воронков. Посидели немного, он подарил альбом для фотокарточек 12.09.1962.

В путь

А 16 сентября 1962 года подали вагоны для погрузки части. Погрузили мы всю технику и дополученную нами.

Дали нам на всю часть продукты. Мы простились с семьями и отправились в Клайпеду, бывший Мемель. Через двое суток разгрузились там, всё перевезли в расположение морской части [отправление было из Лиепая] и начали ждать наш корабль.

Погрузка на "Илью Мечникова"

Дней через пять он пришел. Это был не очень давно построенный во Франции современный сухогруз "Илья Мечников". Я не думал, что могут быть такие большие корабли. Нижняя часть судна называлась "твиндек", потом шло перекрытие из металлических плит, и загружался твиндек первым. После твиндека шел "трюм", его загружали во вторую очередь. В трюме был размещен личный состав на трехэтажных нарах. Выходом из трюма был сделан люк. Туалет для личного состава организовали на корме корабля. Одновременно выпускали не более 8-10 человек по изготовленным пропускам. Командиру части и начштаба была отведена отдельная каюта, а я был определен в каюту у штурмана. Там имелись кровать и диван. Я на диване, а штурман на кровати.

Погрузка продолжалась днем и ночью, двое суток трюм закрывался палубой. На палубу были погружены грузовые машины и летучки. Как мы и предполагали, пункт разгрузки - город Мариэль, Куба. Погрузку закончили в 12 часов ночи, и нас от причала отвели на середину бухты. Дизели судна работали почти бесшумно, и так хорошо поехали, думали, что и весь путь пойдет так же хорошо. Тут объявляют, что на пути следования нужно избрать комсомольское бюро, а был уже второй час ночи. Все солдаты были на нарах, а кто вел собрание - председатель, секретарь, наше и портовое начальство - сидели за столами. Избрали бюро и отправились в путь.

Морской переход: Клайпеда - Мариэль

Всех солдат и офицеров переодели в гражданскую одежду. Назначали на ночь дежурство на верхней палубе, чтобы никто не выпрыгнул с корабля, так как проходили ночью проливами Каттегат и Скагеррак и зашли уже в Ла-Манш. Англию было не видно, а Франция хорошо просматривалась. Берега высокие, строения, и в них горел свет. Вошли в Бискайский залив, и начался сильнейший шторм. Мы питались в кают-компании, где и капитал корабля был, его фамилия Петросян, и его помощники. И нам за завтраком Петросян сообщил, что Бискайский залив считают кладбищем кораблей.

Все каюты были сделаны посередине корабля, и там меньше бросало, а корма поднималась на 20 метров в высоту, а потом резко падала вниз. Многие заболели морской болезнью. Главное, нам был придан врач-хирург, чтобы сделать, если потребуется кому, операцию, и он, как слег с началом шторма, так почти до Кубы не вставал. Много было и таких солдат. Мы в основном были на ногах, ходили кушать сами. Конечно, было неприятно и тяжело, но мы выдержали. И так мы плыли 18 суток, задержались.

После шторма произошел случай. На корабле был дежурный из команды корабля – впередсмотрящий. Мы были на завтраке в кают-компании. Прибегает этот дежурный и говорит, что нам наперерез идет американский военный корабль и сигналит: чей корабль, с каким грузом идет и куда? Нам было интересно посмотреть, но на палубу выходить нельзя. Мы в пристройке корабля из иллюминаторов разглядывали корабль. Шел он быстро, и, не доходя до нас метров 20, остановился. И наш дежурный просигналил, что советский корабль идет с гражданским грузом по назначению, так сказал ему капитан нашего корабля. Мы не останавливались и ход не тормозили. И как отошли, американский корабль взял курс на Америку.

В спокойную погоду плыть хорошо. Утром выходишь на палубу, а там лежит много рыбы. В море есть летающие рыбки, вот они ночью и залетали. Эта рыба съедобна, но мы ее не ели, а команда тоже вроде не собирала. Иногда в открытом океане летали в воздухе только буревестники, а в водах иногда появлялись морские черепахи, и то очень редко.

В Карибском море проплывали около Бермудских островов. Погода была очень хорошая, а о них пишут, что там падали американские самолеты, а кораблей утонуло очень много.

Стали подплывать к Кубе. Вышли на палубу, вышел и капитан корабля Петросян. Мы ему говорим, что сейчас можно добраться до Кубы вплавь. Петросян объяснил, что не доплыть, так как здесь много акул, съедят.

В Сан-Хосе

Рано утром прибыли в порт Мариэль. Разгружать корабль пришлось тоже двое суток. К нам приехали из штаба Группы войск на Кубе, чтобы определить место нашей дислокации [в/ч п.п. 52388, 191-й ракетный дивизион]. Разместились мы недалеко от Гаваны (километров 10-15) в деревне Сан-Хосе и недалеко от штаба Группы войск.

В Сан-Хосе, жизнь в палатках, ноябрь 1962, фото 1 В Сан-Хосе, жизнь в палатках, ноябрь 1962, фото 2

Командующим Группы был генерал-полковник Плиев. Он был уже больным, у него болели почки.

Это была операция «Анадырь», чтобы Америка стала более сговорчивей. Планировали завести 48 оперативно-тактических ракет. Кроме того, для охраны были посланы мотострелковые части и части противовоздушной обороны, только ракеты.

Разместились мы хорошо. В душевых можно было помыться холодной водой, а жара стояла днем и ночью, днем до +45°. Разместились мы все в больших палатках. Рядом находился наш парк и склады под брезентом. Дожди на Кубе закончились.

Это было где-то 10 октября 1962 года. На нашей территории, а это были джунгли, ползало очень много мохнатых черных червей, причем, они ползали и по нашим палаткам. И если этот червяк проползет по руке или ноге, то это место потом будет долго жечь и чесаться. Мы поручили наряду, который нес дежурство ночью, ловить червяков и сжигать. В первый день наряд наловил целое ведро, а потом стало их меньше, и постепенно они почти сошли на нет.

Змей ядовитых там нет, а были удавы, но небольшие, до метра: поймали двух и их не стало. Скорпионы редко попадались, хотя маленьких находили на одежде. И черные вдовы, их было много около дорог, а у нас не находили.

В октябре мы сумели съездить на машине ЗИЛ-131 на море. Купаться понравилось: пляжи были пустые, так как осень: кубинцам холодно, а нам жарко.

Кризис

Съездили два раза, а потом нам объявили боевую тревогу и сказали, что в ближайшие 2 дня ожидается нападение на Кубу американцев. Они организовали морскую блокаду Кубы: поставили вокруг острова боевые корабли, видимые друг другу.

В это время наши ракетчики противовоздушной обороны сбили американский разведывательный самолет. Весь расчет нашего ПВО был награжден орденами. До этого американские самолеты каждый день в 12 часов дня летали через всю Кубу. После этого полеты американцев над Кубой прекратились.

Фидель и Рауль Кастро

Рядом с нашим расположением Фидель Кастро строил дома с удобствами для переселения туда кубинцев из плохих домов. Он выделил один дом для размещения офицеров нашей части, которого нам вполне хватило. Мы жили в нем до самого отъезда.

Фидель и Рауль Кастро были в нашем расположение два раза. И у меня в парке были, где находились установки, я отвечал на их вопросы.

Фидель Кастро, 1962-1963

Рауль Кастро, 1963 Рауль Кастро, 1963 Рауль Кастро, 1963

Высокие гости

Наши ракеты, 48 штук, увезли обратно. Позднее к нам приезжал заместитель министра иностранных дел В.В. Кузнецов, выступал на партактиве, где мне довелось присутствовать.

Приезжали к нам также маршал СССР Н.И. Крылов,
Приезд маршала Крылова Николая Ивановича, январь 1963
начальник Политуправления ВС СССР генерал армии А.А. Епишев и летчик-космонавт В.В. Терешкова, которую мы встречали в аэропорту Гаваны.

В.В. Терешкова, Фидель Кастро, президент Кубы Освальдо Дортикос Торрадо. Встреча в аэропорту им. Хосе Марти в Гаване, 8 октября 1963

Терешкова, Алексеев, 8 октябрь 1963 В.В. Терешкова, 8 октября 1963 В.В. Терешкова, 8 октября 1963

В.В. Терешкова, на встрече у советских специалистов, 10 октября 1963

Подготовка кубинцев

Нашей части поставили задачу подготовить кубинскую часть, а это - весь офицерский состав, сержанты и рядовые, чтобы все знали технику не хуже нас, тогда нас отправят домой.

Начали мы учить кубинцев где-то в декабре 1962 года. Познакомились с ними ближе. Мы приглашали их несколько раз с нами пообедать, после этого и они приглашали нас к себе в часть, тоже кормили нас. Что готовили и как обслуживали? Есть разница. У нас первое и второе носят на столы в бачках, а третье, то есть, компот или чай, в кружках. А у них – каждому поднос, а в подносе есть выдавленное место, где размещают кушанье. У них не готовят первое блюдо, а компот или морс тоже подают в кружках и стаканах.

Один раз мы ездили вместе в ресторан в Гаване, расположенный на самом верхнем этаже, оттуда открываются очень красивые виды на город. Понравился лифт в гостинице, американского производства: вместительность до 20 человек, а скорость подъема и опускания 1 метр в секунду. Едет быстро и почти бесшумно.

Среди кубинцев не было любителей выпить до упора. Все выпивали понемногу. Ездили с ними и на пляж, где им было отведено место. Народу на пляже было немного.

День отдыха, 9 июня 1963, фото 1 На пляже, июль 1963 На пляже, 13 октября 1963

Ездили на американской легковой машине "Кадиллак" (n37.jpg), которая имеет мотор 500 лошадиных сил и развивает скорость до 200 километров в час. Но они ехали как обычно, не лихачили.

Смотр

Время за учебой прошло незаметно. Обучили, сделали смотр нашей части и кубинской. Выглядели они неплохо в форме, а наши все были в гражданской одежде и хорошего вида не имели.

26 ноября 1963, смотр, передача техники кубинцам, фото 1 26 ноября 1963, смотр, передача техники кубинцам, фото 2 26 ноября 1963, смотр, передача техники кубинцам, фото 3

Домой

После смотра занятия окончились, и мы начали собираться домой с начальником штаба части Акимовым. Замполит Демченко учился заочно в Военно-политической академии, и его отправили домой еще в начале года, примерно в марте, а мы обучали кубинцев до ноября. Начальнику штаба Акимову и мне пришла замена в декабре 1963 года. Командир нашей части решил остаться, еще послужить. Когда он уехал, мы не знали и сейчас не знаем.

Прибыл пассажирский теплоход "Мария Ульянова". Нас быстро оформили и выдали документы. Кроме того, нам можно было купить по Внешторгу кое-какие товары. Это организовали после отъезда начальника Политуправления ВС А.А. Епишева.

Епишев А.А. в гостях у советских специалистов, август 1963 Визит в часть А.А. Епишева, август 1963)

Главная покупка была – пианино московской фабрики для дочери Марины.

"Мария Ульянова"

Настал день отъезда.

Перед отправление на теплоходе «Мария Ульянова», декабрь 1963

Проводили нас на теплоход. Мы устроились в каюте с Акимовым вдвоем. Взяли курс на Африку, а потом вдоль берега шли до Ла-Манша и далее по Балтийскому морю до Риги. В Риге взяли билет на поезд до Ленинграда, а из Ленинграда на такси - до Выборга. Шторма на обратном пути не было и добрались мы хорошо.

Сразу же пошли в отпуск, а потом надо было прибыть в штаб округа…

 

===

Во время службы в Республике Куба Александр Федорович Багаев был награжден орденом "Красной Звезды" согласно Указа Президиума Верхного Совета СССР №1739-VI от 01.10.1963.

Выдержка из Указа.

Фрагмент из Указа

 

Письмо о награждении

1963-10-29. Письмо о награждении орденом «Красная Звезда».

 

Грамота

1963-25-12. Грамота

2 комментария

  • Анатолий Мягков:

    Спасибо за публикацию данной статьи. Побольше надо материала о операции "Анадырь", а то потомки не будут знать об этой уникальной военной операции. Но мало конкретного материала по действиям на Кубе. Даже трудно понять, что за вооружение имела эта часть. Ведь прошло уже много времени и секреты уже сняты. Думаю это отдельный ракетный дивизион придаваемый к МСП, на базе которого образовалась 7ОМСБр, в которой я служил в 1966-68гг..

  • Гаврилов Михаил:

    Здравствуйте, Анатолий!
    43-й отдельный мотострелковый полк А.С. Токмачева (Манагуа - Сан-Хосе - Нарроко) был доукомплектован отдельным реактивным (ракетным) дивизионом тактических ракет "Луна" А.М. Воронкова (в/ч п.п. 52388).
    После Карибского кризиса дивизион А.М. Воронкова полностью был сохранен вместе с техникой, и в 1963 году вошел в состав 7 ОМСБр. Назывался он 191-й ракетный дивизион (в/ч п.п. 52388).

    Так что, вы совершенно правы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *